В течение девяти месяцев, с лета 2005 года, шел великий марафон одного литературного конкурса. На протяжении всех полутора десятилетий постраспадной истории России ничего близкого по масштабу в нашем литературном процессе не происходило. И затея принадлежала далеко не самой заметной и подавно совсем не богатой организации — Товариществу детских и юношеских писателей (далее — ТДЮПР). Товарищество получило поддержку Союза писателей России, и почти на голом энтузиазме оно своротило глыбу, на которую не замахивались ни наши литакадемии всех сортов, ни гуманитарные общественные организации, плотно трамбующие спонсорскую поддержку.
В Международном конкурсе детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н.Толстого приняли участие сотни людей. К последнему туру подошли тексты 90 литераторов. Поразительно, насколько живо и активно откликнулись на этот конкурс наши регионы! Там литературная жизнь не замирает, но печататься стократ сложнее, чем в Москве и Питере, многие талантливые писатели и поэты приходят в отчаяние. Поэтому на конкурс, как на живой огонек посреди непроглядной темени, слетелись представители множества провинциальных литературных элит.
8 апреля в конференц-зале Союза писателей России состоялось подведение итогов конкурса. Зал был полон.
Организаторы объявили о награждении почетными дипломами тридцати трех участников конкурса. Вторых и третьих премий удостоены двадцать четыре литератора. Вот список тех, кому жюри присудило первые премии:
Александр Щербаков (Красноярск)
Леонид Сергеев (Москва)
Игорь Штокман (Москва)
Николай Краснов (Краснодарский край)
Василий Дворцов (Новосибирск)
Анатолий Горбунов (Иркутск)
Эдуард Алексеев (Москва)
Специальный приз получила Алла Бородина за цикл учебных пособий "Основы православной культуры".
Особые поощрительные награды были вручены от ЛФГ "Бастион" и журнала "Молоко". После официальной части состоялась встреча с известным писателем Верой Галактионовой.
В зале витал дух русского православного почвенничества. Недаром в последнее время в литературе патриотической направленности зазвучало словосчетание "Русь возвращающаяся" — по аналогии с ненаписанной картиной Павла Корина "Русь уходящая".
Вот она вживе, Русь возвращающаяся! Явила себя спокойно и несуетно, живым делом. Выступающие только начинали фразу, а в зале уже слышались возгласы одобрения. Все отлично друг друга понимали, улыбались, услышав ключевые словечки, искренне радовались успехам друг друга. Кажется, собравшиеся чувствовали себя одной большой семьей. А это, по нынешним временам, редкий случай. Конкурс с первого раза стал народным делом. Никакой казенщины, никаких ура-патриотизмов или в ограбь-либерализмов в речах. По общему ощущению, организаторам конкурса удалось, не оттолкнув от себя официальные литературные иерархии, в то же время, удержать порядочную дистанцию между собой и ними. В результате ни у кого не возникло сомнений в обоснованности вручения наград тем или другим литераторам.
Помимо чисто литературного наполнения, у этого события был и отчетливый политический привкус. На церемонии присутствовали и раздавали премии представители Российской Партии Жизни, а также СЕПРа. По их речам было ясно: участие в конкурсных делах рассматривается руководством обеих организаций в качестве важного компонента повестки дня консервативно-патриотической оппозиции.
Ближе к концу церемонии зазвучали голоса, призывавшие выдвинуть законопроект об обязательной государственной поддержке детской и юношеской литературы. Ничего фантастического в этом нет, ведь решение о господдержке отечественного кинематографа давным-давно принято и немало способствовало подъему наших киношников! А тут речь идет о суммах существенно меньшего порядка…
В статье "Детская литература России жива!" Ирина Репьева, председатель ТДЮПР и главный организатор минувшего конкурса, отмечает: "Задача финансовой поддержки литературы вполне реальна. Деньги в государстве есть. Только в бюджет прошлого года от всякого рода налогов и продажи нефти… дополнительно поступило 1,5 триллиона рублей, которые в 2005 году так и не успели израсходовать… Единственная причина, по которой власть пока что ничего не делает для детско-юношеского книгоиздания, — не доходят руки. Продолжается также слепое преклонение перед рынком — де, он сам все расставит по местам, заполнит вакуум".
Действительно, состояние госбюджетных библиотек по графе "литература для детей и юношества" не выдерживает никакой критики. Где-то библиотекари вынуждены просить подаяние на обновление фондов, где-то лишь редкие доброхоты приносят новые книжки, где-то старые библиотеки просто сгинули, закрылись… А литература, появляющаяся на гребне рыночной волны, порой оказывается хуже атомного взрыва. Тот же добрый дядя Кормильцев, инициировавший целую серию изданий, освобождающих от нравственности быстро и навсегда, имеет шанс искалечить не одну детскую душу. Поэтому вопрос стоит не только о средствах на обновление фондов, но и о книжных сериях, способных поддержать в детях лучшие качества: доброту, отвагу, честь, любовь к родине, ум, тягу к любви, стремление к творчеству. Для государственного вмешательства — простор необъятный!
Собственно, о необходимости такого закона говорили многие. Вопрос в том, кто первым сыграет на этом поле — оппозиция или единороссы? Для имиджа любой политической партии это беспроигрышный ход. Выделение квоты для молодогвардейских "медвежат" вызывает робкие упование: может, хотя бы эти не закостенели и сообразят сделать полезное дело как для России, так и для собственной политической карьеры…