Несмотря на то, что постановление грузинского парламента не накладывает на Россию и Южную Осетию никаких правовых обязательств, его принятие очень опасно, и к этому документу не стоит относиться легкомысленно. "Мы считаем, что не существует никакой мирной альтернативы нынешнему формату миротворческой операции при ведущей роли России, и эта операция должна быть продолжена, — заявил, комментируя решение Тбилиси, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. — Российский миротворческий контингент должен оставаться в Южной Осетии. В противном случае Грузия развяжет новую войну".
Напомним, что 15 февраля парламент Грузии утвердил постановление "О положении и ходе миротворческого процесса в бывшей Юго-Осетинской автономной области". "Грузинские депутаты приняли документ единогласно, 179 голосами "за" (хотя достаточно было и простого большинства в 118 голосов), а затем устроили овацию, — говорит полномочный представитель президента Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев. — Вспоминается, как в 1990 году грузинский парламент также единогласно упразднил автономию Южной Осетии. Депутаты приветствовали это решение аплодисментами, взбирались на стулья, не сумев сдержать переполняющие их радостные эмоции. А потом началась война. Радоваться сегодняшнему решению могут только те внешние силы, которые рассчитывают воспользоваться обострением ситуации в регионе".
Содержательная часть документа богата оригинальными определениями. Официальный Тбилиси оценил ход выполнения обязательств миротворческими силами, "расположенными на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области", "крайне отрицательно". Действия Российской Федерации названы попыткой "перманентной аннексии данного региона Грузии". Никак, кроме откровенной нелепости, назвать подобные обвинения невозможно. "Нам — причем не только югоосетинской стороне, но и работающим в зоне конфликта международным гуманитарным организациям, а также ОБСЕ, во всех отчетах неизменно одобряющей деятельность миротворцев — представляется, что миротворческая операция, продолжающаяся уже четырнадцатый год, проходит успешно", — отметил полпред президента РЮО. Уникальный опыт накапливается и постоянно передается новым руководителям операции. Вплоть до 2004 года в зоне конфликта не было перестрелок и похищений мирных жителей, миротворческие силы не понесли ни одной потери, и мирный процесс постепенно начал выходить на уровень полномасштабного урегулирования. И лишь после прихода к власти в Тбилиси Михаила Саакашвили и его команды в зоне конфликта вновь зазвучали выстрелы и пролилась кровь.
Второй пункт постановления поручает правительству Грузии пересмотреть Сочинское соглашение от 24 июня 1992 года (Дагомысское соглашение), и другие соглашения, принятые по этому вопросу, "с целью замены действующего миротворческого контингента на эффективную международную миротворческую операцию". Что это за операция, непонятно — привести конкретные примеры успеха западной модели миротворчества невозможно, поскольку таковые отсутствуют. Балканы, Афганистан, Ирак — все эти военно-миротворческие мероприятия с треском провалились. "Кого грузинские политики собираются пригласить, чтобы расширить формат миротворческой операции? — иронизирует Дмитрий Медоев. — Американцев, завязших в Афганистане и Ираке? Украинцев, понесших огромные потери под Багдадом и только-только выведших оттуда своих миротворцев? Латышей вместе с их "белыми колготками"? Или они попытаются втянуть в решение своих проблем новый круг государств?". Украинцы и прибалты, вернее, их политическое руководство, действительно, уже не раз высказывали намерение заделаться миротворцами в грузино-осетинском конфликте. Вот только для Южной Осетии подобное изменение формата операции неприемлемо. Точка.
Возможно, поэтому грузинскому правительству поручено также "активизировать работу с международными организациями и государствами-партнерами с целью разработки нового миротворческого формата". Парламентарий Котэ Габашвили пояснил, что имеется в виду замена военных на международные полицейские силы. Россия и Южная Осетия также не собираются обсуждать этот вопрос.
Для "мирного, полномасштабного политического урегулирования конфликта на территории бывшей Южноосетинской автономной области" правительству Грузии поручено активизировать работу с международными организациями, странами-партнерами по имплементации мирного плана урегулирования конфликта, одобренного главами МИД ОБСЕ". Иными словами, "план Саакашвили" предполагается не обсуждать, корректировать, приводить к общему знаменателю с осетинскими и российскими пожеланиями путем долгих и трудных переговоров, а, не отходя от кассы, воплощать в жизнь, в то время как в Цхинвале прямо заявили о его неприемлемости для Южной Осетии. "Весь мир знает, что Грузия и лично Михаил Саакашвили одобрили предложения президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, подразумевающие совместную выработку согласованного плана мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта, — заметил Дмитрий Медоев. — Очевидно, что односторонний подход к урегулированию, демонстрируемый грузинским "мирным планом", невозможен, поскольку будет носить однобокий характер, не учитывающий мнение других сторон конфликта".
Конечно, это, с позволения сказать, постановление, справедливо названное полпредом президента Южной Осетии "саакашвилькиной грамотой", в одночасье не избавит Грузию от "перманентной агрессии" России. Тбилиси не может в одностороннем порядке пересмотреть ни Сочинское соглашение, ни формат миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта, и все попытки совершить нечто подобное являются всего лишь профанацией серьезного решения и симуляцией бурной деятельности. И все же принятие этого постановления подводит ситуацию к опасной черте.
Его заведомая неисполнимость логично встраивается в цепочку провокаций против российских миротворцев и посольства РФ в Тбилиси, осуществляемых Грузией в последние несколько месяцев с единственной целью — получить повод, а лучше несколько, для развязывания против Южной Осетии боевых действий. "Тбилисский правящий режим сбросил маски и продемонстрировал всему миру свои истинные намерения — на корню зарубить процесс мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта", — считает полпред югоосетинского президента. Как считает Дмитрий Медоев, решение грузинского парламента негативно скажется на положении не только в Южной Осетии, но и в Абхазии, где также осуществляется российская миротворческая операция. "Этот дурной пример может послужить толчком для принятия властями Украины и Молдавии столь же безответственных решений о выводе из Крыма Черноморского флота, а и из Приднестровья — российских миротворцев", — полагает он.
"Постановление грузинского парламента несет в себе серьезную угрозу возникновения кровопролитного конфликта, в который будут втянуты регионы Российской Федерации, — считает президент фонда "Империя" Филипп Леонтьев. — В случае вывода российского миротворческого контингента из зоны грузино-осетинского конфликта в вооруженный конфликт автоматически вступят жители Северной Осетии-Алании, являющейся субъектом РФ". Народ Южной Осетии требует воссоединения с братской Северной Осетией в составе Российской Федерации, а геноцид осетин, осуществленный "достойными" предшественниками Саакашвили в 90-х годах, никем не забыт, напоминает политолог. При таком сценарии осетины с российским гражданством перестанут серьезно воспринимать Москву, и тем более им будет безразлично мнение как Вашингтона, так и Тбилиси. "Вариант, когда миротворцев заменят никем не контролируемые добровольцы, вряд ли в интересах Грузии, Южной Осетии или России", — считает Филипп Леонтьев. Между тем, подобная перспектива становится абсолютно реальной.
"Если исходить из здравого смысла, это постановление не способно ничего изменить, поскольку миротворческие силы действуют в рамках четырехстороннего договора, и в этом плане постановление грузинского парламента — акт политического отчаянья", — считает член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. Грузия могла бы попробовать избавиться от российских миротворцев путем выхода из СНГ, однако такой шаг повлечет за собой пересмотр и многих других заключенных в рамках Содружества договоренностей, в том числе о признании территориальной целостности Грузии. Для России это оптимальный вариант, так как в этом случае можно было бы тут же признать независимость Южной Осетии и Абхазии. "К сожалению, кроме формально-юридической, существует и извращенная логика так называемых "элит", которой с огромным удовольствием пользуются наши заклятые западные "друзья", — добавил Владимир Горюнов. — У России есть все шансы проиграть этот раунд российско-грузинской информационной войны, как были проиграны предыдущие". Ведь до тех пор, пока Россия председательствует в "Большой восьмерке", кремлевские правящие круги не пойдут ни на какие внешнеполитические шаги, которые не получат одобрения западных партнеров. "Все, что будет происходить в ближайшем будущем вокруг миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта, зависит не от постановления грузинского парламента, а от решений, принимаемых российским руководством", — заключил Владимир Горюнов.
Каковы будут эти решения, традиционно покажет ближайшее будущее. 17 февраля Государственная дума рассмотрит проект заявления "В связи с принятием постановления парламентом Грузии о существующем положении и о прохождении миротворческого процесса в бывшей Юго-Осетинской автономной области". В нем отмечается, что в случае обострения ситуации вокруг Южной Осетии возникнет угроза жизненно важным национальным интересам России, что потребует от российского правительства принятия мер как на основе международных правовых норм, так и в соответствии с собственной российской ответственностью за поддержание безопасности в регионе. Заявление, скорее всего, будет принято, а вот обещанные меры — крайне сомнительно. Ситуация в зоне конфликта, между тем, все больше напоминает предвоенную.