Действительно ли выход фильма "Дневной дозор" — это знаковое событие, подводящее черту под бесовскими девяностыми, или нам просто очень хочется считать его таковым? Как бы то ни было — механизм сработал: вышла целая серия блестящих критических статей, разбирающих сумрак. И эту работу надо продолжать.
Константин Крылов, полностью разобрав сумрак "Дневного дозора", собственно, обнародовал свою и своих коллег политическую программу. Оптимистичное: "Разберёмся как-нибудь сами. По-человечески", — это то, что он, собственно, и делает. Вернуться назад страна, конечно, не сможет, но понять, где была допущена ошибка — и как сделать всё по-человечески — необходимо. Но для этого нам нужен свет, который был (это все вспомнили!) в позднем СССР (а в раннем мы просто не жили).
"Но оставшиеся в прошлом: свет, красота, сияние — это истинное лицо России", — подхватил эстафету Олег Матвейчев. Он попытался очистить лик нашей страны, нашу историю, наше наследие, доставшееся нам от отцов и дедов, от бесстыдной и вульгарной лжи. При этом нельзя не вспомнить (трепещите "демократы"!) Сталина. Почему образ лидера, которого любил народ и уважал весь мир, и сохранившийся еще в массовом сознании замещается другим — тирана и душегуба? При Сталине государство впервые поставило перед своими гражданами великие цели и задачи, и нашло работу для всех, поэтому не было лишних людей, ненужных, сирых и убогих. Не было подмены индивидуального коллективным, не было страха, и никто не был "винтиком", а был единый порыв, единый вектор развития. Свобода отношений власти и народа была обеспечена общим созиданием.
И во главе этого государства стоял Сталин — свободный человек в свободной стране. В отличие от нынешних и прошлых трансляторов чужих идей и мыслей, он жил своим умом и руководил страной на основании собственных представлений. Политологический разбор сталинских реформ в рамках традиционной науки по мнению Олега Матвейчева вообще невозможен: они и правоконсервативные, и ультралевые, и прогрессистские, и капиталистические и социалистические одновременно. Что значит все это? — задается он вопросом, и сам же на него отвечает, — "это феномен духовности". Сталин чувствовал страну, ее дух и что его питает. Сталин — христианин, получивший духовное образование и покинувший семинарию, но не по причине безверия, а с верой вдохнуть дух, но не в прогнивший церковный институт, а в новое государство, для того, чтобы христианская духовность — мораль и нравственность, стали понятиями не религиозными, а общечеловеческими. И мы не проиграли, а выиграли гуманитарную войну, благодаря развитию гуманитарных технологий в образовании, медицине и других науках. Наш дух пробил стены и вышел на волю, в мир, который сейчас в нем нуждается. И Россию, как Христа, распяли, забросали грязью, унизили, но сердце ее, разорвавшись на части, живет. Оно бьется, но теперь уже и в другом месте, в той же американской глубинке, где наши врачи дают уроки гуманизма.
Дух, — пишет Олег Матвейчев, — это радость, а не напряжение, это благородство и прощение, а не месть. Все вместе — это называется любовь — способность отдавать, не заботясь о том, что получишь взамен. Сталин, бесспорно, любил Россию. Из всех вождей последнего времени мало кому вообще было присуще такое великое чувство. (Например, Горбачев больше любил свою Раису и это сказано не в укор ему). Возможно, Ельцину. Он в трудный для нее час не полез бы под стол от страха. Но его аршин полон умственной лени и самодовольства, и поэтому почти всегда в центре оказывается не она — Россия — ее потребности и желания, а он — барин, мужик. И ей такой "супруг" стал не нужен, ему на смену пришел другой герой. Запад гадает: кто такой мистер Путин? А Россия: любит, не любит? Ответ таков: скорее жалеет, чем любит. Он даже готов служить ей верой и правдой, но как? — не знает, не понимает, не чувствует… И такие люди внушаемы. Это для Путина "социологи" пишут заключения, что народ вполне доволен качеством юмора на ТВ, а журналисты из кремлевского пула — статьи о том, как народ мрет самостоятельно, обжираясь ядовитыми грибами, и ничего с этим сделать невозможно.
Путин, безусловно, руководствуется соображениями блага для страны, но эти соображения холодны, расчетливы, а потому недальновидны, эгоистичны и предсказуемы. Так предлагая на обсуждение восьмерки идею энергетической безопасности Европы, он наивно рассчитывает упрочить положение России средствами манипулирования. Лоббируемый им проект новой газовой трубы, если и принесет какому-то делу пользу, то только укреплению дружеских отношений с сильными мира сего, впрочем, которые очень быстро могут утратить свою силу. В целом трубопроводный транспорт слишком уязвим и неэффективен. При том перед Западом стоит задача вывода избыточных производственных мощностей, а не создания новых — это как раз наша задача. И вот такая чертовщина во всем. Для того чтобы склонить Иран к принятию путинских предложений по переработке ядерных отходов на территории России, ее запросто присоединяют к мусульманскому миру. И дикторы ВГТРК уже объявляют, что большинство граждан России молятся на Коран, а глава региона — о бойкоте датских и прочих товаров. Превращение духа России в разменную монету в угоду политикам — это уже слишком.