Я убежден, что о нападении одного неуравновешенного человека, вооруженного ножом, на синагогу, нельзя говорить языком политической конъюнктуры. Само по себе нападение отвратительно и ужасно, как может быть отвратительным и ужасным любое насильственное действие против безоружных людей. Слава Богу, в данном случае все обошлось без смертоубийства. Вообще, любое насилие в храме оправдано быть не может ни по каким причинам. Здесь не имеет принципиального значения, какой именно этот храм: синагога, церковь или мечеть.
Кстати, аналогичные случаи имеют место не только в России и относятся не только к синагогам. Поэтому делать выводы о каком-то чрезмерном антисемитизме в России нет никакого повода. Нападение не совсем здорового человека на синагогу не является антисемитизмом. На мой взгляд, в России нет политического антисемитизма, потому что нет политических антисемитских партий. Я вполне допускаю, что в Государственной Думе и вообще в крупных политических партиях есть отдельные члены, которые исповедуют предрассудки, которые можно отнести в том числе и к "антисемитизму". Но это скорей бытовой, традиционный "антисемитизм", который достаточно давно присутствует в народном сознании.
Подобный "бытовой антисемитизм" можно встретить и в других странах. Во Франции и в Польше, например, "бытовой антисемитизм" очень распространен и выражен гораздо сильнее, чем у нас. Важнее помнить, что никакого антисемитизма, представленного политически, ни там, ни здесь не существует.
Поэтому, тот информационный прессинг, который можно было недавно наблюдать в стенах Госдумы, абсолютно беспочвенен. Можно сказать, что есть попытки политического использования "случая с синагогой" в борьбе против ряда партий. Точнее сказать, есть попытки расправиться с политическими противниками не совсем политическими способами. Все это необъективно, так как не имеет реальных связей с вопросом об отношении к евреям в России.
Виталий Третьяков, главный редактор газеты "Московские новости".