А вам оно надо?

Девяностые годы прошлого века. Новый рынок религиозных услуг в СССР штурмуют пестрые толпы проповедников всевозможных учений, восточных премудростей из Америки и христианства из Кореи. От "евангельских верующих каких-то там дней", через "Аум-Санрикё" до экстатических посланников чудотворного Ребе с мессианскими претензиями из Бруклина. Среди последних был и молодой американец итальянского происхождения, прекрасный танцор рав Берл Лазар, принявший руководство хабадовской общиной в Марьиной Роще. Лиха беда начало, но российские евреи, имевшие тогда весьма смутные представления о религии своего народа, были готовы принять агитацию "Евреев за Иисуса" за аутентичный иудаизм, не то что разобраться в тонкостях хабадовского вероучения.

Речь, собственно, вот о чем: для представителей этого динамично развивающегося, миссионерски-активного направления в хасидизме характерно мнение о мессианстве их лидера, ныне покойного Ребе Менахема Мендела Шнеерсона. Сам Ребе никогда не осуждал разговоры о своем мессианстве, напротив, рядом высказываний косвенно провозглашал самого себя Машиахом, искупителем еврейского народа и в конечном счете всего мироздания. Верует ли Берл Лазар в мессианство Ребе? На этот вопрос корреспондента газеты "Еврейские Новости" раввин отказался отвечать. В душу раввину не заглянешь, может он и в Бога-то не верует совсем, проще интерпретировать этот "дипломатичный" отказ прилюдно исповедовать свою веру, как нежелание обидеть с одной стороны, хабадников — "машихистов", а с другой — представителей других ветвей иудаизма, считающих веру в мессианство Шнеерсона недопустимой ересью. Впрочем, в других случаях Берл Лазар высказывался более однозначно. Так, оставляя запись в книге официальных гостей алма-атинской синагоги нынешний Главный раввин России назвал покойного Ребе "Царем", "Предводителем", и "Машиахом".

В нашем светском обществе каждый имеет, конечно, право веровать во что его душе угодно, но можно ли считать распространенные в Хабаде эсхатологические воззрения совместимыми с ортодоксальным Иудаизмом? Главный раввинат Израиля сделал в январе 2000 года официальное заявление, опровергающее подобное мнение, как "идущее вразрез с верою", а людей, пропагандирующих его, назвал "неблагочестивыми". В таком же ключе высказывается и главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич, называющий движение Хабад "сектой".

Впрочем, у Шаевича кроме эсхатологических разногласий есть и другие причины для борьбы с Берлом Лазаром. Деятельность движения Хабад-Любавич на территории СНГ была финансируема во многом израильским алмазным магнатом Леви Леваевым, деловым партнером Березовского и Абрамовича. Именно по инициативе "семьи", по словам Адольфа Шаевича, и была создана в 98-99м годах "Федерация Еврейских Общин России" в противовес возглавляемому Гусинским "Российскому Еврейскому Конгрессу" и сотрудничавшему с ним Конгрессу еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Изначально ФЕОР была создана именно как хабадовская, то есть, напомню, по мнению значительной части ортодоксальных иудеев, сектантская структура. Однако, уже в 1999-м году Федерация претендует на представление интересов всей ортодоксальной иудейской общины России, а начиная с 2000 года — всех российских евреев. Гражданство РФ Лазар принял только в мае 2000, сохранив при этом гражданство США. Избрание Берла Лазара на пост Главного раввина России совпало с арестом Гусинского. По данным Адольфа Шаевича из 26 раввинов, голосовавших за избрание Лазара, 15 не имели российского гражданства. После этого 41 ортодоксальный раввин-нехасид КЕРООР подписал заявление, осуждающее "предпринявшую попытку сместить раввина Шаевича и захватить руководство еврейскими общинами страны". Отказался признавать главным раввином Берла Лазара и президент Конференции европейских раввинов Йосеф Ситрук.

Тем не менее, в 2000-м и 2001-м году Берл Лазар в сопровождении Романа Абрамовича совершает поездки по ряду регионов России, переманивая общины из КЕРООР в ФЕОР, обещая им большее финансирование и поддержку "административного ресурса", вплоть до присутствия входящих в Федерацию раввинов на инаугурациях губернаторов. Апогей восхождения кремлевского раввина был достигнут 20 апреля 2001 г., когда Шаевич был исключен из списков Совета по взаимодействию с религиозными организациями и объединениями при Президенте РФ. Многие представители еврейской общественности оценивают деятельность Берла Лазара на посту Главного раввина России негативно. Так, председатель Совета директоров РЕК Евгений Сатановский заявил: "Тот курс, которым пошел раввин Лазар, превращает группу, идущую за ним, в своего рода еврейских ваххабитов."

Немаловажным аспектом деятельности главного раввина является последовательный пиар президента Путина. Дело доходит до смешного: по словам Берла Лазара "отсутствие в стране государственного антисемитизма и постепенное уменьшение антисемитизма бытового — заслуга Владимира Путина". Надо полагать, что ельцинский и горбачевский периоды — время разгула махрового государственного антисемитизма. По словам главы департамента общественных связей Федерации Боруха Горина, "нет аналогов в еврейской истории, когда так быстро росла бы и развивалась еврейская община, и росло количество ее членов".

На "нет", как говорится, "и суда нет", но вдруг главный раввин пробуждается от сладкого сна в кошмарной реальности фашистской угрозы. Кто бы спорил, устроенная юным психопатом резня в синагоге отвратительна, жертвы заслуживают сочувствия, а поножовщик — самого строгого наказания. Удивительна реакция раввина: не возбуждается уголовное дело в отношении службы безопасности синагоги по поводу допущенной ими преступной халатности. Раввин "от имени широкой еврейской общественности" призывает к цензуре, в том числе и интернета, к расправами над "экстремистами". Из-за чего вдруг так изменился взгляд раввина на ситуацию с антисемитизмом в России? Если Берл Лазар был назначен представлять российское еврейство Кремлем, чьи интересы он представляет в данном случае? Являются ли его последние выступления заботой о безопасности единоверцев или очередной пиар-акцией администрации президента?

А вам этот геволт надо?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram