Украинская политическая элита бурлит не по-новогоднему. Осложненная введением в силу с 1 января 2006 года политической реформы и "газовым" кризисом, набирающая обороты избирательная кампания может обернуться полным политическим коллапсом всей системы.
Удрученные "красивым", а главное, приемлемым и довольно быстрым выходом правительства Ющенко из неприятной для него и грозящей тотальным поражением на парламентских выборах ситуации с покупкой российского газа, Партия Регионов Виктора Януковича и Блок Юлии Тимошенко решили забыть старые обиды и напомнить, кто в Раде хозяин. Обострение на первом в 2006-ом году заседании Верховной Рады было вполне предсказуемо, разговоры о возможности подобного развития событий среди политической элиты Украины появились сразу после подписания "газового контракта". Предсказуемым можно назвать и поведение главных инициаторов объявления вотума недоверия правительству Еханурова: Партии Регионов и БЮТа. Рассчитывавшие поучаствовать в качестве посредников в переговорах по газу, итогом которых стало бы "триумфальное подписание" договора при их посредничестве, Тимошенко и Янукович выпали из процесса в связи со "срочным" подписанием контракта 3 января. Единственной из поддержавших отставку правительства политической силой, позиция которой представляется неожиданной, является Народная партия спикера Верховной Рады Владимира Литвина, всегда старательно создававшего себе образ взвешенного центриста-"миротворца". Литвин уже обвинен Ющенко в "ангажированном ведении заседания парламента".
Однако своими поспешными действиями и желанием опробовать новые полномочия, предоставляемые ей согласно политреформе, Верховная Рада загнала сама себя в правовой тупик. Имея по новому закону право отстранять правительство, Рада этого созыва уже не имеет права его назначать или даже утверждать. Тогда как по Конституции правительство должно быть назначено в срок не позднее 60 дней после отставки. Эти 60 дней истекают в понедельник, 20 марта, в то время как парламентские выборы состоятся лишь 26 марта, а результаты могут быть объявлены не ранее 29-30 числа. Существование государства, в котором в течение двух недель, по сути, отсутствует законодательная и исполнительная власть, представить довольно сложно. Последняя законная инстанция для разрешения данной коллизии до сих пор отсутствует — состав Конституционного суда Украины не был утвержден парламентом.
В сложившихся условиях самый удобный путь для Ющенко — это роспуск Верховной Рады и введение прямого президентского правления, как минимум, до выборов. Пример Ельцина образца 1993-го года показателен. В развитие этого шага, вполне возможен перенос парламентских выборов на осень с параллельной организацией 26 марта референдума по новой конституционной реформе. Непременное условие перехода к Ющенко власти от Кучмы — введение в действие с Нового года политической реформы, по сути делающей Украину парламентской республикой с формальными президентскими обязанностями, является занозой в спине президента, от которой он страстно мечтает избавиться. Другой вопрос, что до последнего момента Ющенко никогда не шел на жесткие действия, которых от него ждали.
"Газовая война", завершившаяся, в целом, на выгодных для Украины условиях, существенно повлияла на расстановку политических сил в преддверии выборов. Произошла кристаллизация, с одной стороны, сил, использующих этот кризис как средство сыграть на антироссийских настроениях в открытую (Ю.Тимошенко, партия "Свобода" и Украинская Народная Партия), с другой стороны, политиков, стремящихся продемонстрировать некомпетентность и неспособность правительства Ющенко-Еханурова решить назревшие экономические проблемы (Партия Регионов, Социал-демократическая партия Украины (объединенная), Народная партия Литвина). Плюс всегда особняком стоящая Прогрессивная Социалистическая партия Украины Натальи Витренко, открыто заявляющая о необходимости соглашаться на любые условия, предложенные Россией.
В результате апробации своих новых полномочий, а главное, в случае пассивного поведения Ющенко, Верховная Рада может решиться на односторонний пересмотр газовых договоренностей. Такое желание уже высказывалось отдельными депутатами Блока Юлии Тимошенко на первом заседании Рады 10 января. Но перспективы такого развития событий на данный момент представляются туманными в силу ряда очевидных условий: невозможности подобных действий со стороны "пророссийски ориентированных" партий (Партия Регионов Януковича и Народная партия Литвина), категорического нежелания левой оппозиции (кроме СПУ, которая сейчас твердо следует за Ющенко) вступать в пусть даже тактический блок с Тимошенко.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что в рамках этой избирательной кампании будет активно разыгрываться карта российско-украинских отношений. Несмотря на то, что среди политической элиты есть понимание того, что заставить людей любить Россию довольно сложно, а весь антироссийский пыл некоторых маргинальных националистически настроенных политиков в новых условиях станет уже неактуальным. Скорее всего, российско-украинские отношения будут преподноситься в сугубо экономическом аспекте. Будучи видным традиционалистом, Ющенко (НСНУ), не позволит БЮТу или другой силе отнять у себя голоса западных областей Украины, в первую очередь, Галичины, для чего будет нечасто и мягко возвращаться к этой теме, в то же время, не позволяя выводить национальную тематику на первый план. Левые силы, будучи крайне слабыми и раздробленными (КПУ, СПУ и др.), не смогут внятно артикулировать свою повестку дня, как всегда, отдав социальную тематику на откуп Партии регионов и ее многочисленным политическим клонам.
Самым удобным образом врага для абсолютного большинства партий является фигура экс-премьера Юлии Тимошенко. Правда, это осложняется тем, что лидеры партий "первого эшелона" не готовы к объявлению ей открытой войны. Среди партий "второго эшелона" только блок ПОРА-ПРП может быть заинтересован в открытом противостоянии с Тимошенко, хотя бы для того, чтобы за счет этого выйти на первый план.
Градус протестного голосования на этих выборах будет, конечно, ниже, чем на президентских (когда голосовали не "За Ющенко!", а "Против Кучмы!"), но, тем не менее, достаточно высоким. В этом отношении интересно обратить внимание на оппозиционный блок "Не ТАК!", который составили СДПУ(о), движение "Женщины за будущее" и Республиканская партия Украины. В первой пятерке списка этого блока присутствует фамилия первого постсоветского президента Украины Леонида Кравчука.
Явка на выборы зависит от степени агрессивности кампании. На данный момент можно предположить, что в свете последних событий кампания будет идти по интенсивному сценарию, а соответственно, явка может быть в районе 70 процентов.