После публикации статьи о ВТО я получил неожиданно много откликов. Во-первых, хочу поблагодарить за поддержку. Но еще больше моя благодарность оппонентам, нашедшим время и аргументы, чтобы возразить. Критика всегда полезна — помогает найти собственные ошибки и слабости позиции. Состоявшийся в ИНС круглый стол по теме "Россия и ВТО" также добавил информации, ранее мне неизвестной. Посему появился смысл написать послесловие к той статье.
О марсианской говядине
На экспертном совете с большим докладом выступил директор информационного бюро по присоединению России к ВТО А.Портанский. Само выступление в целом повторяло общеизвестные тезисы, интереснее были ответы на вопросы.
Во-первых, мне, наконец удалось получить точный ответ на вопрос — какие именно российские банки не пустили в страны ВТО. Оказалось — это был Инкомбанк. Единственно возможный цензурный комментарий к этому аргументу — западные финансовые контролеры оказались намного квалифицированней тогдашнего главы ЦБ РФ г-на Дубинина. (Замечу, что приблизительно в это же время ОНЭКСИМ банк без больших проблем открыл дочерний банк в Швейцарии, успешно работающий до сих пор.)
Во-вторых, в качестве светлого будущего в ВТО нам было обещано, что после снятия экспортных субсидий на сельхозпродукцию в 2013 вся Европа будет завалена российской говядиной. Полагаю, что историю о том, как Ходжа Насреддин учил ишака читать — повторять ни к чему. Основные фигуранты данных переговоров уже будут на пенсии. К тому же, реакцию разоряющихся французских фермеров на это еще предстоит увидеть — революционные традиции там побогаче российских.
Далее было сказано, что без членства в ВТО нас отстранят от участия в крупных международных проектах типа полета на Марс. Вероятно, нашему МЭРТ не известно, что без кооперации с Россией NASA уже сейчас не способна не только лететь на Марс, но даже просто запускать спутники–шпионы. Основная тяжелая ракета США — Atlas-3А давно летает на российских двигателях РД-180. В области ЖРД США "отстали навсегда" — так что и на следующей ракете Atlas -5 также стоят российские двигатели. Реальным же конкурентом на рынке коммерческих пусков является европейская ракета Ariane, ни на какой Марс не нацеливающаяся.
Докладчик справедливо отметил потенциал Росси и в экспорте услуг. Однако в НИОКР Россия и так полностью интегрирована в мировой рынок. Intel, Motorola, Sun и т.д. давно создали здесь огромные центры исследований и разработок а российские компании — работают по всему миру. Возможности участия России на этом рынке ограничены лишь физической нехваткой квалифицированных специалистов. А для успешной продажи образовательных услуг необходимы в первую очередь показательные процессы над мерзавцами, убивающими иностранных студентов. Желательно — с пожизненными приговорами.
О технических деталях и секретных протоколах
В докладе А.Портанского прозвучал еще один очень важный тезис — что вступление в ВТО касается лишь "технических деталей". Крайне странно было слышать из уст квалифицированного чиновника столь пренебрежительное отношение к "букве" документов. Дьявол, как известно — в подробностях. Буквально несколько строчек в законе о госпредприятии в свое время привели к хаосу в советской экономике в считанные месяцы. Также и рассуждения том, что "сразу ничего не изменится" — от лукавого. Любая заложенная в документы возможность рано или поздно выходит на проектную мощность. Если кто запамятовал, возможность выхода Украины (и других республик) из состава СССР была записана в документах как "чисто техническая" аж в 1922 году.
Несколько выступавших отметили еще очень важный момент переговоров. Ряд важнейших для российской экономики решений — например, энерготарифы — формально не обсуждается на переговорах о ВТО. Однако по факту — это часть переговоров. Кроме того, некоторые невыгодные для России решения типа распределения квот на импорт курятины приняты с оглядкой на ВТО и действуют уже сейчас.
О железном занавесе
Ряд выступавших сделал мне замечание — далеко не все отрасли промышленности в России могут развиваться только с опорой на внутренний рынок. Но я нигде и не говорил, что Россия обязана отгородится от мирового рынка железным занавесом. Я утверждал другое — самодостаточность России позволяет ей входить на него исходя лишь из собственных интересов. И чем больше иностранных компаний будет конкурировать с местными, построив свои предприятия в России, — тем лучше всем нам.
О политическом, а не экономическом выборе
Подводя некоторый итог, я могу сказать: вопрос о присоединении к ВТО — это вопрос не только и даже не столько экономических расчетов, но ценностей и политического выбора. Нужна России собственная финансовая система или нет — это вопрос о ее месте в мире а не о процентных ставках. Многие страны вполне неплохо живут без собственных банков. Должно ли правительство защищать интересы господ Лисина (кстати, в предвкушении ВТО уже прикупившего замок в Шотландии) и Мордашева или российских рабочих и членов их семей — это вопрос не экономических расчетов, а политического выбора.
Причем очень хотелось бы, чтобы лица, принимающие решения (а отвечать за последствия придется именно им а не институтам, написавшим благостные картины социального мира после вступления в ВТО), не питали особых иллюзий по поводу пассивности российского народа. Народ не пошел "защищать попранные демократические свободы" за либеральными кликушами потому, что текущая политика президента Путина его устраивает — "севрюжинка с хреном" в разных вариантах есть почти у всех, а конституция — она от жизни далеко.
Но когда сотни тысяч взрослых мужчин останутся без работы, а дома будут стучать ложками голодные дети — от тишины не останется и следа. По улицам какого Тольятти сейчас ходит еще не знающий о своей будущей карьере Лех Давыдович Ульянов (Джугашвили), не знает никто. Война сама выдвигает и назначает вождей, не обращая внимания на политтехнологов и отделы кадров. Я лично предпочел бы, чтоб этот будущий вождь никогда не узнал о своих способностях. И другим советую помнить — "лазурный берег" находится не на Марсе.
ПС. Отвечая на некоторые личные нападки в комментариях. Отрасль (электроника), в которой я работаю, давно и полностью интегрирована в мировую экономику. Вступление России в ВТО в ней ничего не изменит ни в лучшую, ни в худшую сторону. Я достаточно долго жил и вел бизнес за пределами России и уехать опять в какую-нибудь Кремниевую Долину могу в любой день. Возвращение в Россию было вопросом ценностного выбора.