Многие здравомыслящие люди говорили и писали, что в 2005-м году консолидация право-консервативных сил, во-первых, заметно ускорилась и, во-вторых, радикализировала выступления патриотов — в средствах массовой информации, на политической арене, в разного рода интеллектуальных клубах, семинарах. Словом, везде. Концентрация групп и группочек всех сортов до состояния достаточно "густой" среды создала, наконец, у младоконсерваторов "чувство локтя". А это самым естественным образом привело к тому, что их голоса зазвучали громче, самостоятельнее и требовательнее.
В субботу 17 декабря состоялась конференция "Белое движение как факт русской истории и культурный символ". Организовывали ее ЛФГ "Бастион", магазин "Гнозис", где и прошла конференция, правая академическая организация "Историко-просветительское общество" и ЖЖ-сообщество beloe_dvijenie. Впервые, кстати, вижу, чтобы жэжэшники организовали что-то серьезное оффлайн. Так вот, ничего более правого, более радикального, мне в последние месяцы видеть и слышать не довелось.
Вел конференцию известный московский писатель Эдуард Геворкян, и он в самом начале бросил выступающим мячик провокации: "У меня неоднозначное отношение к белому движению. Попробуйте убедить меня в том, что сейчас для России полезно его вспомнить. Ведь они потерпели поражение…" Доктор исторических наук Сергей Волков, когда-то сотрудничавший с Дмитрием Галковским, аккуратно высказался в том смысле, что социальный состав белых равен социальному составу образованного класса страны, да и просто совпадает с меньшинством нормальных, здравомыслящих людей, решивших отстоять Россию от наступающего хаоса и безумия. Историк Дмитрий Володихин говорил более резко, настаивая на прямой необходимости героизировать лучших людей белого движения, и, в частности, назвал генерала Кутепова. По его мнению, современная Россия нуждается в новых эстетических идеалах, и белое дело способно их предоставить. Кирилл Фролов, фронтмэн Союза православных граждан, долго говорил о том, как жестоко вредила белым украинская самостийщина. Из выступления Фролова было ясно видно, что он абсолютно солидаризируется с белой православной монархией.
На конференции присутствовала Елена Чудинова, прославившаяся своим антиисламским футурологическим романом "Мечеть Парижской богоматери", культовая фигура в современной литературе. Она в крайне резких выражениях отозвалась о современных тенденциях "красного ренессанса". Белое дело — благородство, жертвенность, преданность традиции, государю, православию; красная платформа — путь в ад. Такова, вкратце, ее позиция. Большинство присутствующих активно ее поддержало. Многие говорили о необходимости сделать белое дело "модным" в массах, использовав для этого все информационные рычаги. Самые мягкие высказывания относительно "красного ренессанса" принадлежат Аркадию Малеру, допускающего пропаганду имперских достижений сталинского периода СССР, и Дмитрию Володихину, который полагает, что в будущем, когда белая, т.е. русская православная право-консервативная идеология займет господствующее положение, вполне можно будет "подцепить" к ней все замечательные достижения СССР в области науки, техники, искусства, спорта… В целом же на конференции была сформулирована довольно жесткая позиция: имперская "белая реконкиста" первична, правильна, перспективна. Красный дискурс — не то, на что следует ставить. Ну а либерально-глобалистский дискурс по определению мыслился присутствующими как враждебный, как Карфаген, предназначенный к разрушению.
Аркадий Малер, глава Византистского клуба, выяснял нюансы отношения между неовизантизмом и историческим белым движением. На эту тему развернулась бурная дискуссия. В конце концов, многие согласились с тем, что ценности лучших людей белого движения, его, так сказать, "твердого ядра", тяготеют к формуле "за веру, государя и отечество", а значит, могут трактоваться как частное, хотя и очень яркое проявление византистской парадигмы. Прозвучало требование назвать представителей этого самого "твердого ядра". Высказывались разные имена, но ближе к концу конференция общими усилиями выделила список из семи достойнейших "белых гоплитов": Кутепов, Марков, Дроздовский, Дитерихс, Каппель, святитель Антоний (Храповицкий) и, с некоторыми сомнениями, адмирал Колчак.
Кто-то из выступающих сказал: "Играли когда-то дети в Чапаева? Пусть научатся играть в Кутепова. Он проиграл? Зато ценности, которые он отстаивал, непобедимы".