Президент РФ Путин объявил газовую войну Украине (более того, Европе, которая рискует не получить газа, если Россия не договорится с Украиной). "Хохлы, или платите за газ по мировым ценам, или: кто не спрятался — я не виноват, газ не поставлю". Ультиматум, однако. Ответ Украины: сами возьмём, — транзит через нас идёт (не в первой "отбирать", сиречь воровать углеводород).
Война объявлена. Позиция России ясна. Что может противопоставить Украина русскому "паровому катку"? И что нужно делать России в этой ситуации? Об этом — данная статья.
Почём газ для Европы?
Нефть добывается уже более ста пятидесяти лет, газ — сильно менее ста. Себестоимость добычи нефти известна (об этом написаны монографии и диссертации, слава науке!). Цена газа — результат политических соглашений Европы и России. Газ стоит столько, сколько Западная Европа готова за него платить.
Цена газа — результат договорённостей Германии, Франции, Британии, Италии, Бельгии, Голландии, Швеции (извините, если кого забыл) с Россией. Украина, Литва и Польша — здесь ни причём (их никто не звал договариваться). Следовательно, как гласит принцип римского права, если одни договорились с другими, третий им ничего не обязан.
Что бы там не говорилось с вершины российской Агоры, цена на газ не является экономической (расчётной) категорией, она — результат консенсуса, плата за "дружбу" с Западной Европой. Но "дружить" придётся и с Европой Восточной (той самой, которая бывшая западная СССР и СЭВ, через которую происходит транзит газа).
Цены для "своих"
Беларусь получает газ по цене 50 $, Сербия — 80 $. Есть ещё непризнанные Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, для них газ дешевле.
Газ — инструмент геополитики, экономика здесь ни при чём. Как учил Николо Макиавелли, хороший союзник тот, кто даёт больше, чем берёт. В этом смысле Россия выбрала неудачных "союзников": она обречена поддерживать на плаву утопающих, не будучи сама в хорошей спортивной форме. Воистину прав был Александр III: у России только два союзника — армия и флот.
А Украина — хороший союзник? Нет, ответят отечественные политологи, она нас использует в своих интересах и получает больше, чем даёт. Это так, а может ли быть иначе? Попробую ответить на этот вопрос ниже.
Северная и южная альтернативы
Стратегический ответ путинской России ющенковской Украине — строительство газопровода через Балтику напрямую в Германию. Что ж, ход хороший: будем сотрудничать напрямую с Западной Европой, а на "нелояльную" Восточную Европу наплюём.
Возникает вопрос: а может ли путинская Россия позволить себе такие выпады в отношении Украины? Разрушая старые хозяйственные связи и вступая в экономическую войну, мы рискуем ничего не приобрести, но лишиться того, что имеем.
75 % разведанных ещё в ССCР запасов газа находятся на территории Туркменистана. Там правит бал, мягко говоря, недружественный нам режим. Туркменский газ поступает сегодня в Европу через Россию и Украину, но может поставляться и другим путем. Под патронажем США давно разработан план строительства трубопровода из Туркменистана через Иран и Турцию, и далее по дну Босфора в Европу. Тем, кто считают данный план утопией, напомню: аналогичный проект транзита азербайджанской нефти в Европу уже осуществлён.
"Северная альтернатива" транзита газа может привести к плачевным результатам: и Россия, и Украина, и Восточная Европа выпадут из схемы поставки газа в Западную Европу. Выиграют от этого исламские страны и США (которые, как это не странно, могут объединиться в данной ситуации против Европы и России).
Ответ Украины
Если представит себе ситуацию с наличием трёх газопроводов в Европу (через Турцию, через Балтику и через Украину), то возникает новое поле игры Украины с Россией по вопросам цены за поставки и транзит газа. Украина может:
Во-первых, демпинговать на цене транзита российского газа.
Во-вторых, играть на понижение цены за поставляемый ей газ, спекулируя ценой транзита.
В-третьих, сепаративно сговариваться с Туркменбаши о поставке газа через Украину, а не через Турцию по льготным тарифам.
Кроме Украины, есть ещё игроки на виртуальной "газовой бирже" вроде Латвии и Финляндии, которые стремятся лоббировать прокладку северного газопровода через собственную территорию. В такой ситуации путинский стратегический план газовой войны с Украиной обречён на полное фиаско.
Кому принадлежит российский газ?
Народу? Нет, газ, как и любые полезные ископаемые, согласно Конституции РФ, находится в собственности государства. А государство — кто? Президент и его администрация, ручное Федеральное Собрание, пропутинское (уже не касьяновское) Правительство. Иными словами, российский газ принадлежит 1% новых русских, захвативших власть в стране и приватизировавших её всю вместе с природными ресурсами, недвижимостью, а также населением. Мы, рабы государства, не можем пользоваться никакими преимуществами роста цен на газ, вся макроэкономика России служит интересам 1% избранных, попасть в круг которых нам не дано.
Нелегитимность российского государства (оно представляет интересы только власти, а не народа) делает его уязвимым для разнообразных "подрывных" проектов заокеанского разлива. Полыхает Кавказ. Татарстан, Башкирия и Калмыкия ныне являются сепаратистками регионами. Но это — ещё "цветочки", "ягодкой" сепаратизма назначена стать финоугорская незалежность. Именно в ареале исторического проживания финоугров в России находятся основные залежи полезных ископаемых, не только газ, но и нефть, алюминий, лес и т.д., т.е. всё, на чём базируется колониальная российская экономика.
Попытка "разделять и властвовать", инициируемая путинской политической элитой, может обернуться против России. Ультиматум Украине инициирует ультиматум Москве, объявленный Салехардом и поддержанный ЕС и Вашингтоном. И тогда цены на газ будет определять уже не Москва.
Украинцы и русские
Русские люди, перестаньте относиться к украинцам как к "братьям нашим меньшим", нам есть чему у украинцев поучиться. Краткий итог "оранжевой революции" таков: власть можно менять. Неважно, что украинцы сменили лучшего (на мой взгляд) главу государства на всём постсоветском пространстве Кучму на "доброго дядьку" Ющенко. Сменили одного на другого, и другого на третьего сменят, опыт есть. А мы как власть менять будем?
Украинец — отменный семьянин, хозяйственный мужик (всё для дома, для хозяйства). Для него садик с вишнею — идеал. Русский человек ищет невозможного идеала, который кончается разорением всего хозяйства, пьянкой и безобразиями. Может быть, не стоит гордиться таким "героическим" существованием, может быть, стоит поучиться чему путному (но не путинскому) у "меньшего брата"?
Экономика как стратегия
Один мудрый китаец как-то сказал: хорошо, если нужный человек оказался в нужное время в нужном месте. Следовательно, Россия в рамках данной парадигмы должна занять именно своё место в процессе добычи и транзита газа.
Как выглядит это место? Думаю так:
Во-первых, надо договориться (именно договориться, а не пытаться давить) с Украиной об условиях транзита газа в купе со всеми другими условиями взаимодействия (статусом наших граждан друг у друга, приватизацией и реприватизацией стратегических объектов на/в Украине, льготы для украинских сельхозпроизводителей и т.д.).
Во-вторых, надо понять каков путь России сегодня, с кем мы: с Европой, с США, с СНГ, с Китаем (я за последнее)? И, поняв это, строить свои отношения с Украиной, не играя роль сверхдержавы, каковой мы не являемся.
Что делать русским?
Если бы не нынешняя кремлёвская власть (сослагательное наклонение в данном случае означает желание, а не возможность), то можно было бы использовать плату за наши невосполнимые природные ресурсы следующим образом:
Во-первых, продавать дёшево. Чтобы конкурентам жизнь мёдом не казалась (если делить доход на всех как в Кувейте, а не на 1 % населения как в России, то хватит с избытком).
Во-вторых, запретить русским строить, производить и заниматься сельским хозяйством. Всё это за нас сделают украинцы, китайцы, белорусы, турки и поляки. Русские люди должны заниматься творчеством: стихи писать и самолёты чертить (именно чертить, строить не надо, — опасно это).
В-третьих, полюбить надо "хохлов" (народ толерантный и тёплый). Ей Богу, они этого заслуживают.