Я убежден в том, что события, аналогичные французским погромам, могут произойти фактически в любой точке мира, потому что подобные события — характерный признак процессов глобализации. Нужно сказать, что наша политическая аналитика и СМИ в своих комментариях по поводу беспорядков во французских предместьях не выдерживают никакой критики. Попытка объяснить происходящее кризисом леволиберальной политической модели и поиск "правых сценариев" объясняются только глубоким непониманием того, что представляют собой процессы глобализации на современном этапе мирового развития.
Именно поэтому проблему ассимиляции мигрантов из стран арабского и африканского мира в страны Запада уже нужно признать несуществующей. Фактически сегодня речь идет не об ассимиляции выходцев из "стран третьего мира", а о разделении трех основных секторов современного мира: постиндустриального, индустриального и доиндустриального. Эти части не являются привязанными к какой-либо отдельной географической зоне, поэтому говорить об ассимиляции в привычных терминах невозможно. Все три сектора соседствуют друг с другом и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Москве. Эти части очень плохо связаны друг с другом. В этом и состоит проблема терроризма, а также всех прочих проблем современного общества.
Париж, например, уже давно не представляет собой единого целого. Существуют три Парижа сообразно указанным мной частям. Между ними есть зазоры, и поэтому рано или поздно в этих "зазорах" может действительно произойти воспламенение. Существование таких "зазоров" предсказал еще полтора столетия назад великий английский политик Бенджамин Дизраэли в своем романе "Две нации", угадав их черты в процессе подъема рабочего движения. Сегодня требует своего решения проблема не взаимодействия Франции с Мали или Марокко, а трех секторов глобальной социальной системы. Поэтому все попытки обмазать мигрантов медом или наоборот, выселить бесперспективны.
Сейчас нужно создавать модели взаимодействия всех трех секторов, которые до сих пор были глубоко отчуждены друг от друга. Условно говоря, жители Москвы, работающие в фирмах и офисах, проводящие свой досуг в центре города и активно пользующиеся интернетом и прочими информационными технологиями центра (постиндустриальный сектор), крайне слабо связаны с рабочими заводов (сектора индустриального), и еще меньше — с челноками, торговцами, попрошайками (доиндустриальным сектором). Хотя все они живут в пределах одного мегаполиса. Нам нужно думать о создании политических проектов для всех трех этих категорий сразу, а не одного на всех. Нужно попытаться организовать их социальную коммуникацию. Каждая из трех категорий должна вносить свой вклад в развитие города через глобальные сети взаимодействия (информационные технологии, вовлечение в современный индустриальный цикл, сфера доиндустриальных услуг, локальное производство и т.д.). То же самое относится и ко всей остальной России.