Высоколобые выпускники МГИМО сделали, на их взгляд, очередной шаг на пути МИРНОГО урегулирования осетино-грузинского конфликта. На 13-м саммите министров иностранных дел стран ОБСЕ план Грузии по урегулированию поддержали все делегаты, включая Сергея Лаврова.
Сам план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта заключается в демилитаризации региона, финансировании экономики региона Евросоюзом и, наконец, в определении политического статуса Южной Осетии. Автономия Южной Осетии была упразднена в начале 90-х годов тогдашним лидером Грузии Звиадом Гамсахурдия, что вызвало военное противостояние. Теперь Тбилиси предлагает Цхинвали автономные права в составе грузинского государства: представительство автономии в центральных ветвях власти, два государственных языка (осетинский и грузинский) на территории автономии, создание свободной экономической зоны и т.д. Впрочем, помня историю осетино–грузинских отношений 19-20 веков, когда сначала на штыках русской армии Осетию присоединили к Грузии и назвали Самочабло, затем после революции Южную Осетию "прирезали" к Грузии, что привело к конфликтам и жертвам, власти и население самопровозглашенной республики предложениями Тбилиси не прельстились, предпочитая полублокадный режим.
Тбилиси имеет все основания для большого праздника. А Южная Осетия и Эдуард Кокойты оставлены почти один на один с надвигающимся катком НАТО и его добрыми объятиями. Почти, потому, что есть и Северная Осетия. Один народ, разделенный самодельной грузинской границей.
Теперь можно смело разделить всю историю Осетии — единой Осетии, которая когда-то сделала свой выбор и стала частью Российской Империи, обретя надежного союзника, прикрывая при этом собой стратегическое направление — выход в Закавказье, на две части — до и после этих решений.
Такому же делению, теперь, наверно, можно подвергнуть и Кавказскую политику России за последние 200-300 лет. Сегодняшняя Россия признает отсутствие амбиций в кавказском регионе и просто отдает территории.
Если говорить о "судьбе осетинского народа" (конечно подписанты думали об этом в последнюю очередь), то она, на мой взгляд не вызывает опасений. Если и будут осуществляться попытки выдавливания осетин с их территорий (в этом российские эксперты единодушны), то это займет достаточно долгое время. Евросоюз будет стараться подсластить пилюлю какими-то инвестиционными вливаниями, осетины в этой ситуации либо перегруппируются и останутся в Цхинвали, либо будут вынуждены переселятся на территорию Северной Осетии.
Мой собеседник, чиновник из Южной Осетии, на вопрос о том, как он относиться к тому, что в Южную Осетию планируются финансовые вливания из Европы, сказал: "Купить они нас не купят, если хотят помочь, пусть помогают". Великобритания — вечный игрок на Кавказе, озабоченная теперь развитие малого бизнеса в Северной Осетии, планирует, и уже готовит почву (проведены консультации с руководством республики), направить средства на поддержку бизнеса, фактически стимулируя переселение южных осетин на весьма ограниченную для заселения территорию Осетии.
А Ингушетия, например, в английских списках не значится. Как говориться без комментариев. Игра, в которой итог очевиден, да еще и не потребует большого количества ходов. Вот только, где здесь интересы России?
Как высказался источник в Смешанной Комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, такой финал не стал неожиданностью для осетинской стороны: "Было ощущение, что произойдет именно это".
И уже неинтересно, что Россия считает неурегулированными ряд вопросов: о сроках и условиях вывода миротворческих сил из зоны конфликта или российских войск из Грузии, и т.п. Мы стратегически проиграли.
Хотя говорить о стратегических интересах России в контексте этих событий как-то уже и не хочется.