В понедельник 21 ноября депутаты израильского Кнессета большинством голосов утвердили законопроект Ицхака Леви (фракция "Религиозный сионизм") о роспуске Кнессета 16-го созыва. За это предложение проголосовали 84 депутата, 4 воздержались, против не было ни одного. Законопроект принят в предварительном чтении и теперь будет передан на рассмотрение в законодательную комиссию Кнессета — однако это, как все понимают, уже пустая формальность. Правительство Шарона пало. Впереди — очередные внеочередные выборы в Кнессет нового, семнадцатого созыва.
Вечером того же 21 ноября Шарон созвал пресс-конференцию. "Сегодня утром я встретился с президентом и попросил у него разрешения на роспуск Кнессета и проведение выборов в кратчайшие сроки, — сказал глава правительства. — После этого я с рядом товарищей, проявивших огромное мужество и национальную ответственность, приступил к созданию нового национально-либерального движения". Целенаправленные "утечки" из окружения Шарона на тему, что премьер покидает Ликуд, шли давно — так Шарон пытался воздействовать на строптивую внутрипартийную оппозицию, Но это, как видно, не помогло. Шаг, на который все же решился премьер — политически довольно рискованный.
Шарон заявил, что он создает новую партию, которая будет называться "Ха-Ахрают ха-леумит", то есть "Национальная ответственность". Однако "баги" в новом проекте стали появляться буквально в первый же день. "Национальная ответственность" Шарона просуществовала менее суток. Объявив название своей партии, шароновский штаб на следующий же день заявил, что оно неудачно, и новосозданное политобразование переименовали в партию "Кадима" (что в переводе на русский значит "Вперед"). Одной из причин этого кульбита, как было объявлено, стало то, что аббревиатура словосочетания "национальная ответственность" на русском языке будет звучать как НО, и вызывать соответствующие ассоциации у русскоязычных избирателей. Впрочем, и с новым названием не все гладко. Йосеф Лапид, председатель партии "Шинуй", одного из главных конкурентов "Кадимы" на выборах, сказал: "Говорят, что у Шарона есть отличные советники, которые выбрали ему для партии название "Вперед". Но точно так же называлась партия Муссолини — "Аванти", что в переводе с итальянского означает "Вперед". Так что советники Шарона либо не знают итальянского, либо не знают историю".
Кампания предстоит нелегкая, и первое сражение в ней Шарон провел вничью. Из-за неясных законодательных формулировок возник спор, кто именно официально объявляет о роспуске Кнессета — сам парламент или же президент по представлению премьер-министра. Вопрос отнюдь не в престиже — тот, кто объявляет о роспуске Кнессета, одновременно объявляет и о дате следующих выборов. В Ликуде с уходом Шарона и ряда ведущих депутатов образовался вакуум власти, партийные расклады сил должны быть переписаны — для этого требуется время, что бы придти в себя и вернуть "электоральную боеспособность", партии нужна длительная предвыборная кампания. Поэтому Шарон заинтересован как можно быстрее распустить Кнессета и провести выборы. Второй, после Ликуда, основной соперник партии Шарона на выборах — Авода, также заинтересована в более поздних выборах, и по той же причине, что и Ликуд — в ней только что прошли выборы лидера, сменилось руководство, и сейчас партия пребывает в процессе большой "чистки и перестройки".
Окончательное решение в этом конституционном споре принял Юридический советник Главы правительства (должность, во многом аналогичная российскому генпрокурору). Согласно компромиссу, выборы состоятся 28 марта в соответствии с требованием большинства парламентских фракций, а не Шарона. Однако в этот период ему предоставляются право назначать министров без согласия парламента. Таким образом, он может теперь спокойно назначить министрами верных себе людей, например депутатов Ликуда Рони Бар-Она и Зеева Бойма, назначение которых Кнессет отказался утверждать ранее.
Вот как будет выглядеть расписание основных событий предвыборной гонки (если, конечно, в ее ход не вмешаются Высшие Силы — в образе очередной войны, разрушительного землетрясения, политического убийства; вероятность того, что все эти события по отдельности или одновременно произойдут — имеется):
08.12.2005 - указ премьер-министра о роспуске Кнессета обретает законную силу.
19.12.2005 – внутрипартийные выборы (праймериз) в Ликуде. В случае необходимости - второй тур голосования на праймериз в Ликуде пройдет 22.12.2005.
21.12.2005 — Кнессет уходит на предвыборные каникулы, работа ведется только в парламентских комиссиях.
29.12.2005 — крайний срок для ходатайства перед президентом о формировании правительства одним из депутатов Кнессета (для этого требуются подписи не менее 61 депутата).
03.01.2006 — конференция Центра Ликуда (верховный руководящий орган партии), на которой будет сформирован партийный список кандидатов в депутаты Кнессета.
17.01.2006 — выборы кандидатов в депутаты Кнессета.
09.02.2006 — крайний срок подачи предвыборных списков в Центральную избирательную комиссию.
03.03.2006 — ЦИК опубликует официальные списки партий, допущенных к выборам в Кнессет 17-го созыва.
07.03.2006 — начало предвыборной агитации по радио и телевидению.
16.03.2006 — голосование в дипломатических представительствах Израиля за рубежом.
19.03.2006 — ЦИК публикует официальные списки кандидатов в депутаты Кнессета.
28.03.2006 — выборы в Кнессет.
05.04.2006 — публикация официальных итогов выборов.
17.04.2006 — первое заседания новоизбранного Кнессета 17-го созыва. В связи с тем, что 14 апреля начинается праздник Песах (Пасха), Парламент соберется на первое заседание позднее, чем обычно.
Сейчас перед Шароном стоит задача комплектования партии. При выборах в Кнессет избиратели голосуют не за отдельных депутатов, а за партийные списки. Однако после избрания депутаты имеют право выйти из того списка, по которому они прошли, и сформировать новую партию — что и сделал Шарон, покинув Ликуд, главой которого он являлся. Однако, чтобы считаться отдельной партией, отдельным избирательным списком, раскольники должны насчитывать в своих рядах не менее 14 депутатов Кнессета. Поэтому Шарон в настоящий момент занят привлечением под свои знамена действующих депутатов. Кроме всего прочего, каждый действующий депутат Кнессета, примкнувший к партии Шарона, внесет в ее копилку по 1 миллиону 150 тысяч шекелей (около двухсот пятидесяти тысяч долларов), однократно выделяемых из бюджета по Закону о финансировании партий на ведение избирательной кампании, и по 57 тысяч шекелей (около 12 тысяч долларов) финансирования в месяц.
Кроме того, каждый депутат имеет право на три минуты эфира для пропаганды своих взглядов на телевидении и 25 минут на радио. На сегодняшний момент у Шарона 13 ликудовских парламентариев и несколько бывших депутатов от "Аводы". Кроме того — несколько и просто известных в обществе фигур. Из-за того, что голосование происходит по спискам, каждая партия стремиться привлечь в свои ряды популярных людей не из мира профессиональной политики. Среди тех, кто уже заявил о намерении присоединиться к "Кадиме" — бывший глава ШАБАКа (израильская госбезопасность) Ави Дихтер; Яаков Кедми, бывший глава "Натива" (оно же "Бюро по связям" — израильская спецслужба, ответственная за обеспечение репатриации из "проблемных" стран). Он покинул СССР 35 лет назад и Шарон надеется, что Кедми может привлечь голоса русскоязычных избирателей. Кроме того — министр от Аводы Хаим Рамон (в прошлом он баллотировался на пост председателя Аводы, и уже сообщил, что покидает "прокатившую" его родную партию). Должность главы предвыборного штаба новой партии глава правительства намерен предложить бывшему руководителю ШАБАКа Ави Дихтеру. Сейчас Дихтер находится в Вашингтоне по приглашению одного из исследовательских центров, действующих при конгрессе США. В ближайшие недели он вернется в Израиль и объявит о своем окончательном решении — скорее всего положительном. На сегодняшний день также известны имена и нескольких других ключевых фигур в предвыборном штабе Шарона. Это: специалист по рекламе Реувен Адлер и нынешние советники премьера Эяль Арад и Лиор Хорев. Директором штаба (то есть отвечающим за техническо-организационные вопросы) будет нынешний начальник канцелярии главы правительства Авигдор Ицхаки.
Из ликудовских министров и депутатов Кнессета, которые вероятнее всего окажутся в новой партии, называют имена Эхуда Ольмерта, Ципи Ливни, Авраама Гиршзона, Меира Шитрита, Гидеона Эзры, Рухамы Авраам, Рони Бар-Она, Марины Солодкиной (бывшая москвичка, начинавшая политическую карьеру в партии Щаранского), Зеэва Бойма, Эли Афлалу, Инбаль Габриэли. Взвешивает возможность примкнуть к новому списку и министр от партии Авода Далия Ицик. Всего, как обещают шароновские политтехнологи, в списке будет 40-45 человек.
Большие надежды премьер связывал с тем, что в ряды его партии вступят действующий министр обороны Шауль Мофаз и Шимон Перес, только что свергнутый профсоюзным лидером Амиром Перецем (прозванным в народе за свои длинные усы "тараканом") с поста лидера Аводы, крупнейшей партии оппозиции. О том, согласится ли Перес войти в новую партию, ходили противоречивые слухи. Однако после встречи со своим преемником на посту председателя Аводы занимающий должность вице-премьера Шимон Перес заявил, что остается в партии, причем не станет просить о бронировании ему второго или какого-либо другого места в списке кандидатов в Кнессет. Пересу сейчас 82 года, однако последний оставшийся в живых израильско-палестинский нобелевский лауреат остается непревзойденным мастером подковерных интриг. Практически все публичные выборы в ходе своей многолетней карьеры Перес проиграл — и практически во всех случаях в результате хитроумных закулисных комбинаций в конце концов обходил своих соперников. Так что новому лидеру Рабочей партии (именно так переводится название "Авода") есть о чем думать.
Неясна и ситуация в Ликуде после ухода оттуда Шарона. Сейчас в правящей партии развернулась борьба за вакантное место председателя. Решиться все должно в ходе внутрипартийных выборов ("праймериз"), и 22 ноября на встрече с временно исполняющим обязанности председателя Ликуда депутатом Цахи Ханегби претенденты-конкуренты договорились, что "праймериз" в Ликуде состоятся 19 декабря, а если возникнет необходимость в проведении второго тура голосования, то он пройдет спустя три дня, 22 декабря. Также было решено, что Центр Ликуда (высший руководящий орган партии, в его состав входят около трех тысяч человек) соберется 3 января, чтобы сформировать список кандидатов в депутаты. О намерении баллотироваться в лидеры партии официально объявили шесть кандидатов: действующие министры: министр иностранных дел Сильван Шалом, министр обороны Шауль Мофаз, министр сельского хозяйства Исраэль Кац, бывший премьер-министр (а также бывший министр финансов у Шарона), а ныне рядовой депутат Кнессета Биньямин Нетаниягу и депутат и бывший министр Узи Ландау, а также не являющийся депутатом лидер так называемой фракции "Еврейское руководство" Моше Фейглин ("Еврейское руководство" — группа активистов национальных, в Израиле их называют правыми, взглядов, которые уже много лет пытаются "захватить систему изнутри — проникнуть, путем внутрипартийных выборов, в руководящие органы Ликуда, что бы "повернуть его вправо")". Согласно опросам, опубликованным в израильской прессе, наибольшие шансы на победу имеет Биньямин Нетаниягу.
Компания обещает быть жёсткой. Выступая с трибуны Кнессета Нетаниягу уже назвал Ариэля Шарона "диктатором, ведущим страну к тотальной коррумпированности и подвергающим угрозе безопасность государства".
Кроме того, внезапно свалившаяся на страну избирательная компания только усугубит системный кризис, в воронку которого все более затягивается Израиль
В 2006 год Израиль вступит без государственного бюджета. Досрочные выборы изменили ход парламентской деятельности, и теперь нет никакой надежды, что госбюджет будет принят к 31 марта — крайнему сроку, определенному законом. (В том случае, если этого не происходит, распускается парламент и объявляются досрочные выборы. Однако на сей раз Кнессет объявил о самороспуске задолго до этой даты). До утверждения госбюджета Кнессет не может и рассмотреть Закон о Банке Израиля, без которого невозможно начать реализацию масштабной банковской реформы. В отсутствие финансовой программы ежемесячные государственные ассигнования в 2006 году будут производиться по 1/12 части от действующего бюджета. Все новые проекты замораживаются. В том числе, программа по борьбе с бедностью, введение отрицательного подоходного налога и т.п.
Выборная кампания началась под артиллерийскую канонаду: 21 ноября боевики "Хизбаллы" открыли массированный ракетный и минометный огонь на всем протяжении так. наз. галилейского выступа ливано-израильской границы. Одиннадцать израильтян получили ранения. По оценкам израильских военных, это была самая мощная ракетная атака за всю историю противостояния ЦАХАЛа и "Хизбаллы" в этом стратегически важном районе и дальнейшая эскалация столкновений более чем вероятна.
Еще более тревожно то, что израильское общество расколото недавними этническими чистками — произведенным Шароном поголовным выселением евреев из Газы и Северной Самарии и передачи еврейских поселений арабам. И для понимания глубины этого раскола показательно, что среди национально настроенных израильтян стали распространяться предположения о том, что Шарон специально провоцирует обстрелы со стороны Хизбаллы, чтобы упрочить свои электоральные позиции.
22 ноября были опубликованы результаты опроса общественного мнения о том, как народ воспринимает политиков на предмет их коррумпированности. Опрос показал, что самым коррумпированным политиком в народе считается депутат Цахи Анегби — между прочим, председатель Ликуда. Ариэль Шарон в этом занимает так же весьма "почетное" пятое место.
Продолжается и следствие против самого Шарона и его сыновей по обвинению в коррупции. По мнению многих израильтян, это именно тот рычаг, с помощью которого Шарона заставили на сто восемьдесят градусов изменить свою политику — из опоры заселения и освобождения Земли Израиля превратили в разрушителя еврейских поселений, заставили пойти на беспрецедентные уступки арабам.
И, наконец, стоит вспомнить, что по прогнозам израильских военных Израиль, весьма вероятно, ожидает полномасштабная ближневосточная война уже в 2006 году. Лично премьер-министр Ариэль Шарон, по сообщениям американской и израильский прессы, "неоднократно уведомлял американскую администрацию, что Иран и его арабские союзники готовятся к войне". Эту тему он поднимал в том числе и в беседах с президентом Джорджем Бушем и вице-президентом Ричардом Чейни во время своего последнего визита в США.
Израильскую политическую и социальную систему лихорадит — давно и всерьез. Наступающие выборы — внеочередные, но за последние почти пятнадцать лет ни одно правительство не досиживало до конца своего срока. Некогда монолитное израильское общество переживает дезиентиграционные процессы, социальная обстановка, система ценностей, идеология — все в состоянии затяжного кризиса — на своем пути Израиль как бы вошел в полосу тумана. Все участники начавшейся предвыборной гонки наперебой обещают, что именно они приведут Израиль вновь к стабильности и былой ясности. Однако в Стране усиливается ощущение того, что основной угрозой существования Израиля являются не арабы, и даже не Иран, а неадекватная и прогнившая политическая система — и что приближающиеся выборы, чем бы он не закончились, ни на йоту не приблизят Израиль к решению кардинальных проблем.