Вчера Ангела Меркель официально получила из рук президента ФРГ уведомление о назначении ее на должность федерального канцлера и принесла присягу. Герхард Шредер перестал быть канцлером и передал ей ключи от резиденции. Госпожа канцлер представила на рассмотрение президента кандидатуры на министерские посты. После этого Хорст Келер вручил каждому министру уведомления о назначении на должность и правительство "большой коалиции" начало работу. Создание этого правительства сопровождалось большим количеством внутрипартийных споров (как в СДПГ, так и в ХДСХСС), что вряд ли положительно скажется на его работоспособности.
На сегодняшний день на политической арене Германии играют пять партий: СДПГ, ХДСХСС, Зеленые, СВДП и Левая партия.
После сдвига СДПГ вправо ее идеологическое поле "захватило" идеологическое поле зеленых. Примерно такое же положение наблюдается между ХДС и СвДП. Вновь образованная Левая партия захватила крайне левое (в отдельных случаях радикальное) идеологическое поле, ранее принадлежавшее социал-демократам, и часть левого электората СДПГ. Радикально правое поле пока свободно; там есть партии, но в настоящее время их рейтинга не хватает для победы на выборах. В будущем эта схема может измениться. Ее изменение зависит от поведения двух основных немецких партий: СДПГ и ХДСХСС. И, к сожалению, по прогнозам многих экспертов, изменения произойдут не в лучшую сторону.
"Большая коалиция" по словам профессора МГИМО, политолога Андрея Загорского, "это большой центр, который маргинализирует и радикализирует фланги, как правые, так и левые". На освободившейся крайне левой площадке после объединения левых Восточной и Западной Германии смогла появиться Левая партия, собравшая голоса радикального и протестного электората. Продолжение борьбы за центр между СДПГ и ХДСХСС освободит крайние идеологические поля, на которых появятся и закрепятся радикальные партии: слева продолжится укрепление Левой партии, а с права на политическую арену, скорее всего, придет радикально правая НДП (национал-демократическая партия), интенсивно набирающая рейтинг в Германии.
Таким образом, не исключен вариант, что в Германии может установиться шести партийная система. По мнению Владислава Белова, директора Центра германских исследований Института Европы РАН "радикализация крайних флангов — объективная тенденция в Европе. На следующих выборах в Германии НДП будет занимать такое же место в парламенте, как и левые. Каждая из этих партий будет занимать по 5% мест в Бундестаге". Левая партия сократит свое присутствие в законодательном собрании, часть ее голосов отойдет НДП.
Усиление радикальных партий в Германии во многом связано с фигурой бывшего председателя СДПГ Оскара Лафонтена, который с лета стал одним из лидеров Левой партии. Многие немецкие эксперты и политики оценивают Лафонтена как "весьма эгоистичного популиста, властолюбивого человека", который готов пойти на все, чтобы "быть у власти". Популизм Лафонтена подходит как к правым, так и к левым "краям"; учитывая психологический портрет этого человека, можно сделать предположение, что не исключен вариант, что на следующих выборах он так же будет поддерживать и крайне правый фланг.
В то же время усиление СДПГ и ХДСХСС в центре может привести к поглощению Зеленых и СвДП, и таким образом в Германии может остаться четырех партийная система, но более радикально настроенная, а, следовательно, деструктивная. Поэтому две крупнейшие партии сделают все от них зависящее, чтобы сохранить две малые партии.
Данный вариант развития событий не выгоден для России. Германия, которая является одним из основных экономических партнеров нашей страны, нужна нам как стабильное государство. И если позиции радикалов в ФРГ будут усиливаться, то это может внести сложности в отношения между нашими странами. Если в будущем "националисты" в Германии будут играть какую-либо существенную роль на немецкой политической арене, то в их лице Польша и страны Балтии могут найти союзника. В этом случае в Германии появится противник проекта прокладки газовой трубы от России в Европу по дну Балтийского моря. А на данный момент этот проект является одним из важнейших внешнеэкономических проектов России, который должен внести не малый вклад в проект увеличения ВВП.
Есть и иная модель развития событий. Социал-демократы, продолжая свое движение в центр, столкнуться с противоречиями внутри партии. Такая тенденция уже намечается. Достаточно вспомнить отказ левого и консервативного крыла партии голосовать за кандидатуру Ангелы Меркель на пост канцлера в бундестаге. По словам доктора Иохима Линка, директора ландтага в Тюрине, если СДПГ продолжит настаивать на ограничении социальных благ, то "еще больше избирателей, и может быть, даже левые депутаты СДПГ поддержат Левую партию. СДПГ попадет в сложное положение и разорвется на части: правое крыло продолжит работу с христианскими демократами, а у левого крыла будут большие проблемы присоединиться к этой политики". Таким образом, некоторые эксперты не отрицают возможность распада СДПГ.
Естественно, все эти варианты крайне неблагоприятно скажутся на внутренней политике ФРГ. Поэтому и СДПГ и ХДСХСС как конструктивные партии будут стараться не допустить развитие рассмотренных выше вариантов. Значительную роль в недопущении представленных вариантов может сыграть партия зеленых. В этой связи интересны слова доктора Томаса Кунце, руководителя Представительства "Фонда им. Конрада Аденауэра" в г. Москве и уполномоченного по Российской Федерации, который сказал, что Зеленые становятся все ближе к центру, к середине, и что может быть, Зеленые станут "СвДП слева". Укрепление партии Зеленых до такой степени возможно в случае, если СДПГ сдвинется вновь влево, и станет не лево-центристской, как сейчас, а скорее лево-лево-центристской. Чтобы не потерять свои позиции в центре социал-демократы будут договариваться с зелеными о некой новой форме постоянной коалиции. В этом случае они смогут сместить Левую партию за пределы активного политического поля и получать голоса радикально-левого электората. Не исключен вариант, что ХДСХСС будут работать по такому же плану на правом фланге и не допустят укрепления НДП.
При этом варианте Германию не ожидает никаких сильных социально-политических потрясений, и основная борьба будет разворачиваться за голоса "среднего класса" между Зелеными и СвДП. Но для реализации этого варианта основным немецким партиям придется пересмотреть свои программы. СДПГ, как передовая партия, скорее всего, будет делать это сейчас, во время тайм-аута, который она получила на прошедших сентябрьских выборах.