На протяжении последнего месяца вспышки птичьего гриппа у домашней птицы были отмечены в ряде областей России, в том числе в Тамбовской и Тульской. Данная статья не является пособием по борьбе с этой болезнью и действия её фигурантов повторять не рекомендуется. Некоторые из них не только противозаконны, но и могут нанести непоправимый ущерб здоровью…
После того, как главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко на глазах у всего народа пообещал прилюдно съесть гриппозную курицу и не сдержал обещание, народ не на шутку взволновался. Потребовав немедленно доставить ему живую курицу, Онищенко поклялся задушить ее и ощипать, причем довольно живописно изобразил перед телекамерами, как именно он станет это делать, но не сдержал и тут собственного слова. Естественно, народ был крайне разочарован, а журналисты категорически потребовали объяснений, либо безусловного проведения обещанной куриной экзекуции.
Аффектация простых граждан, которых в очередной раз надули в таких, казалось бы, мелочах, усилилась, когда им было официально объявлено, что использовать в пищу птицу, забитую в связи с эпизоотией куриного гриппа, категорически запрещено. Подобное требование решительно противоречило однозначному заявлению высшего представителя санитарно-гигиенической власти, и у граждан совершенно закономерно могло возникнуть смутное подозрение, что в очередной раз "произвол чиновников не имеет границ" (В.Путин). Действительно, непонятно, зачем нужно уничтожать тушки забитой птицы, если вирус гибнет при обычной термической обработке. Получается, как у известного барда старых времен: "Разговаривать не надо Обтирайтесь до упаду Да не будьте мрачными и хмурыми!" — Так он же шутил…
В дальнейшем, однако, главный санитарный врач признался, что за перевозку по стране зараженной птицы согласно действующему законодательству могут посадить. После чего народ облегченно вздохнул, сообразив, что власть в лице главного санитарного врача России просто проверяла своих граждан на лояльность и знание законов родной державы, а может, и на чувство юмора. Попробовал бы кто клюнуть на эту незатейливую приманку, и его тотчас посадили бы лет примерно на пяток. "С юморком", так сказать, — чтобы другие были поумнее. Но, следует отметить, почти никто не клюнул, а значит, наш народ уже умен и даже весьма.
С другой стороны, у самых-самых умных мог возникнуть вопрос: на кой черт такие законы, если вирус, как утверждает Онищенко, столь безобиден? Но самые-самые умные знают, что лучше вопросы не задавать, и поэтому — не спрашивают. Теперь, однако, пройдя тест на лояльность и стойкость ума, народ ломает голову над еще более трудной задачей: как относиться к словам заместителя руководителя объединения ветеринарии Москвы Владимира Буркова, который заявил, что жители столицы не должны бояться употреблять в пищу мясо птицы, поскольку "обработанная тушка птицы не содержит в себе вирусов гриппа"? Вот вопрос: принимать ли это заявление за чистую монету, или, как очередной тест на уровень интеллекта, который приготовила власть для своих граждан?
Что касается тестов на IQ, то такие проверки хороши сами по себе, поскольку и народу расслабляться не дают, и развитию личности способствуют, подталкивая граждан к упорной работе над собой. Не факт, однако, что юмор в неподражаемом сталинском стиле — с удушением и ощипыванием — уместен, когда речь идет о возможных миллиардных убытках, не говоря уже о здоровье граждан. Вернее, он был бы уместен, если бы после всех шуток власть сказала бы: "ну все, ребята, пошутили и хватит, теперь поговорим серьезно". Но никто не одергивает клоунов, и карнавал продолжается…
Из врачей, по нашим наблюдениям, самые веселые — патологоанатомы, а вот по наблюдениям Всемирной Организации Здравоохранения ничего смешного в ситуации с гриппом нет. По данным ВОЗ, начиная с 16 века, документально были зарегистрированы, в среднем, по три пандемии в столетие, возникающие с интервалом 10 — 50 лет. В 20-м веке пандемии случались в 1918, 1957 и 1967 гг. Установлено, что пандемия 1918 года привела к гибели свыше 40 миллионов человек менее, чем за один год, причем пик смертности пришелся на людей в возрасте 20-45 лет. Пандемии 1957 и 1968 гг. были мягче (зарегистрировано 1-4 миллиона смертельных исходов в основном в традиционных группах риска, например среди пожилых людей и страдающих хроническими легочными заболеваниями). Эксперты ВОЗ также считают, что, если появится вирус гриппа, подобный тому, что вызвал пандемию в 1918 г., даже с учетом значительного прогресса медицины с тех пор, можно будет ожидать столь же беспрецедентное количество заболеваний и смертей: "Воздушные путешествия могут ускорить распространение новых вирусов и уменьшить время, которое необходимо для подготовки ответных мер. Системы здравоохранения могут быстро оказаться перегруженными, экономика напряжена, а общественный порядок подорван".
Насчет "подрыва общественного порядка" — очень своевременное замечание! Как стало ясно в последние 100 лет, наш народ способен стойко переносить и хлад, и глад, и эпидемии. Гораздо менее стойкой страна оказалась перед лицом осознания идиотизма собственных правителей: вспомним "Макдоналдс" в центре столицы с многотысячной очередью у входа, петляющей по площади. Эти очереди выстраивались в стране, лидеры которой уже тогда услужливо подкладывали свой народ под поезд мирового прогресса в качестве "гаранта энергетической стабильности". Как говорится, обхохочешься, а результат того веселого идиотизма всем известен…
Теперь жителям русских деревень, контактировавших с зараженными утками, колют дибазол. Для справки: дибазол — это такое советское лекарство, которого нет больше нигде в мире, но которое при этом очень дешево. Не применяют его нигде, кроме СНГ, потому что непонятно, от чего именно оно помогает, и помогает ли вообще. В то же время оно совершенно безвредно, ну, как дистиллированная вода, и к тому же почти так же дешево. Поэтому дибазол и дают. Витамины при той же или даже большей эффективности в качестве средства от гриппа стоят несколько дороже. Очевидно, что у сельских врачей витаминов в наличии просто нет.
ВОЗ теперь пересматривает план борьбы с гриппом, приятый этой организацией в 1999 году. Основанием для ужесточения и усиления мер по борьбе с этим заболеванием послужило, прежде всего, то, что вызвавший пандемию (пока что только у птиц) новый вариант вируса — H5N1 — опасен в плане мутации в человеческий вариант. Если это произойдет, он может превратиться в высокопатогенный штамм, вызывающий заболевание с высоким процентом летальных исходов и при этом способный перерасти в глобальную пандемию. Даже сейчас, будучи не вполне приспособленным для заражения человека, этот вариант птичьего гриппа вызывает у человека гораздо более тяжелое заболевание, чем другие. В 1997 году из 18 заболевших птичьим гриппом H5N1 в Азии умерло 6, а в 2003 году — из двух зарегистрированных случаев заболевания человека в Китае, один оказался смертельным. Это — крайне высокий процент смертности, и легко можно представить, что будет, если этот вирус "научится" вызывать эпидемии.
Кроме осознания опасности, исходящей непосредственно от болезни, у политиков созрело понимание, что бесконтрольное распространение эпидемий подрывает доверие к государственным институтам и приводит к политической нестабильности. В условиях информационной открытости оценка качества работы власти по предупреждению серьезных эпидемий становится для неё серьезным экзаменом. То же самое относится и к различным международным институтам. Вот, что сообщает об этом доклад ВОЗ: "Новый взгляд на инфекционные заболевания признает, что они являются серьезной угрозой для национальной безопасности и безопасности человечества в целом. В перспективе это влечет за собой понимание необходимости оказания поддержки и межведомственного планирования со стороны политического руководства высокого уровня".
Что касается России, то с момента прихода к власти наиновейшего "политического руководства высокого уровня" система предупреждения эпидемий гриппа стала быстро деградировать. Так, по признанию главного санитарного врача, до 2000 года закупалось, несмотря на кризис и постперестроечную разруху, 18-20 миллионов доз вакцины ежегодно, а уже в 2003 году было закуплено всего лишь 14,5 миллиона доз. Это объясняется ускоренным развалом системы здравоохранения после реализации очередных "гениальных" инициатив власти о переходе финансирования этого фрагмента медицинской службы на уровень региональных бюджетов.
Пока народ размышляет, не нуждается ли в срочной проверке на уровень IQ руководство их собственной страны, медики, стараются не думать о бытовых затруднениях, связанных с их нищенскими зарплатами. Отечественная медицина лихорадочно пытается найти адекватный ответ на вызовы современности. В связи с пересмотром ВОЗ генеральной классификации эпидемической обстановки по гриппу в сторону ее ужесточения, настоящий период, когда новый вариант вируса циркулирует среди животных со спорадическими случаями заражения человека, считается "периодом угрозы пандемии". Во всем мире и в России вирусологи уже начали работу над различными вариантами вакцины против варианта гриппа H5N1, однако на ее создание уйдет не менее 8 месяцев с момента выявления вируса, передающегося от человека к человеку. В стране организована общенациональная системы надзора для выявления, характеристики и оценки вспышек гриппоподобных заболеваний и смертельных исходов от респираторных болезней у людей и животных, и эта система, как показывают последние события, работает достаточно эффективно. Проводятся также другие мероприятия, такие, как учения на случай возникновения чрезвычайной ситуации по гриппу. В условиях хронического недофинансирования эти мероприятия, как правило, требуют героических усилий среднего и нижнего звена и проводятся часто с риском для собственного здоровья сотрудников.
Смысл жестких мероприятий по как можно более быстрому уничтожению зараженной птицы в очагах эпизоотии состоит в том, чтобы свести к минимуму риск попадания вируса в организм людей через контакты с инфицированными животными и таким образом снизить риск "пассажей" птичьего вируса в организме человека. Каждый такой новый "пассаж" — означает новую попытку вируса приспособиться к организму человека. Кроме того, в соответствие с имеющимися данными о биологии гриппа, эксперты ВОЗ рекомендуют специальные меры по снижению риска заражения людей одновременно человечьим и птичьим вирусом. Такие меры следует предпринимать, чтобы свести к минимуму возможность реассортации вирусов гриппа человека и птиц вследствие рекомбинации фрагментов их РНК. Одновременный контакт человека с вирусом человеческого и птичьего гриппов многократно увеличивает вероятность появления заразных (для человека) вариантов вируса H5N1.
На практике профилактика этого должна означать недопущение работников с малейшим подозрением на грипп к работам по ликвидации последствий птичьего гриппа, а также госпитальную изоляцию больных гриппом в районах эпизоотии. В связи с этим важной методологической рекомендацией ВОЗ является рекомендация считать по умолчанию гриппом любой случай острого респираторного заболевания у человека в районе эпизоотии до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Таким образом, смелые заявления главного санитарного врача РФ о своей готовности съесть зараженную птицу, мягко говоря, не соответствуют рекомендациям экспертов ВОЗ. В то же время, жесткие меры по локализации и как можно более быстрому уничтожению птицы в зоне вспышки птичьего гриппа вполне оправданы. Другое дело, как они проводятся, и какие заявления при этом делаются.
Как давно известно, самая главная вещь в медицине — это четкая организация. А для того, чтобы население с пониманием и сотрудничеством относилось к проводимым мероприятиям, эксперты ВОЗ советуют развивать механизмы "обратной связи". Это помогает выявить уровень общественных знаний о пандемическом гриппе, а также лучше оценить ту или иную обеспокоенность общественности, бороться против слухов и дезинформации. Проблема в том, что для того, чтобы обратная связь была нацелена именно на прекращение слухов, а не на их раздувание, чиновникам надо обладать мозгами, а главное не впадать в заблуждение, что они умнее других.
События, связанные с историей выявления и успешной локализации в Китае и других странах чуть было не превратившейся в пандемию вспышки атипической пневмонии (SARC) внушают оптимизм, наглядно демонстрируя, что успешная борьба даже с такими эпидемиями возможна при условии четкой государственной и межгосударственной организации. В связи с очевидной эффективностью таких мер международный стандарт противоэпидемических действий значительно возрос, что выразилось и в решениях ВОЗ. Тем выше могут быть политические издержки новой эпидемии высоко-летального гриппа для власти безответственной. Опасность "гриппозных бунтов" вовсе не исключена. Ведь, если окажется, что, несмотря на запредельные нефтяные доходы, государство не в состоянии обеспечить противоэпидемическую безопасность собственных граждан хотя бы на уровне соседнего Китая, власть скомпрометирует себя окончательно.