Как без обмана выбирать "слуг народа"

В системах управления различными объектами, например, запуском спутников, обязательно предусматривается контроль, как за состоянием самого объекта, так и за правильностью прохождения в него команд. Причем чем сложнее объект, тем сложнее и дороже технология контроля. Эффективным методом является дублирование — использование двух идентичных каналов контроля, то есть двух параллельно работающих независимых систем. Если информация в них постоянно, после двух-, трехразовой ее передачи, не совпадает, это свидетельствует об устойчивой неисправности в одной из систем. И тогда запуск спутника задерживают до устранения неисправности.

Выборы депутатов, губернаторов и президента также проходят в рамках системы управления, причем достаточно сложной, разбросанной по всей стране. Оставляя в бюллетене фамилию полюбившегося кандидата, избиратель как бы выдает команду своему избраннику занять соответствующее кресло во властных структурах. Эти команды передаются через соответствующие избирательные комиссии. Избранным считается набравший больше "команд".

Следует заметить, что действующая у нас, как и во всем мире, система подсчета голосов и контроля над ней является одноканальной. Поэтому, если какое-то ее звено окажется устойчиво "неисправным" и исказит передаваемую через него информацию, обнаружить это искажение будет невозможно. К примеру, где-то подбросят бюллетени и изменят число голосов, поданных за того или иного кандидата. В каждую региональную, а тем паче окружную или участковую избирательную комиссию контролера из Москвы не пошлешь. И тогда, даже при повторном подсчете и суммировании голосов, а их проводят одни и те же члены избиркомов, подлог нельзя будет выявить. Ведь информация — первичная и "проверенная" — проходит через один и тот же одинаково ошибающийся "арифмометр", так как ее источник — единственный пакет избирательных бюллетеней — безнадежно испорчен, а сверить его не с чем. Особенно опасны такие "ошибки" при небольшой разнице голосов, поданных за кандидатов.

В последнее время результаты выборов с одноканальной, фактически неподконтрольной обществу системой голосования и подсчета голосов использовались оппозицией в ряде стран СНГ в качестве предлога для государственных переворотов. Таким образом, подобная система выборов является общественно опасной, так как позволяет властям фальсифицировать результаты, в то время как их оппоненты лишены копий бюллетеней, с помощью которых можно доказать фальсификацию. Такая система может спровоцировать лимонно-оранжевую революцию и человеческие жертвы.

Чтобы исключить принципиальную возможность подлогов и случайных ошибок при выборах "слуг" народа, предлагается систему голосования, подсчета и суммирования голосов во всех звеньях — от Москвы до самых до окраин — продублировать, то есть сделать двухканальной.

Для этого избирателю надо будет выдавать два избирательных бюллетеня — основной и дублирующий, отпечатанных на одном листе. Естественно, что обоих бюллетенях избиратель должен будет отметить фамилию одного и того же кандидата. Причем основной и контрольный бюллетени для их идентификации должны различаться между собой, например, цветом, а перед подсчетом голосов они будут разрезаны (отделены друг от друга).

Наличие двух бюллетеней позволит организовать два независимых канала подсчета голосов. Для этого, помимо традиционной участковой комиссии, на каждом избирательном участке из общественных представителей заинтересованных кандидатов официально создается контрольная группа, которая дублирует подсчет голосов по контрольным бюллетеням. Однако прежде чем отделить друг от друга основной и дублирующий бюллетени, члены участковой комиссии и контрольной группы вместе проверят правильность их заполнения, что засвидетельствуют своими подписями, а при несовпадении отмеченных кандидатов бюллетени будут признаны недействительными.

При совпадении результатов независимого подсчета по обоим каналам результаты передаются в соответствующую окружную комиссию. И там тоже официально организуется контрольная группа из общественных представителей. Естественно, результаты контрольного подсчета на участках передаются непосредственно контрольной группе окружной комиссии. Подобным же образом организуются дальнейший двухканальный сбор и суммирование данных голосования в региональных избиркомах и ЦИК. Что же касается автоматизированной системы "Выборы", используемой для предварительных оценок результатов голосования, то известными специалистам средствами в ней также может быть образован второй канал для контрольных подсчетов, которым будут пользоваться контрольные группы избиркомов.

Предлагаемая технология выборов благодаря дублированию бюллетеней для голосования и наличию двух их пакетов, а также независимому параллельному подсчету голосов с многократным сравнением результатов суммирования позволит начисто исключить ошибки и подлоги во всех звеньях избирательной системы. Ведь всех членов контрольных групп не купишь. А чтобы не допустить к голосованию "мертвые души", бюллетени на участках должны регистрироваться и выдаваться избирателям совместно членами участковых комиссий и контрольных групп.

Автор — главный редактор "Промышленных ведомостей".

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram