В советском фольклоре был распространён сюжет о партизане, который не знал, что фашистов разгромили, и тридцать лет подряд продолжал пускать под откос поезда. Откуда партизан всё это время брал взрывчатку, авторы подобных историй не сообщали.
Примерно такое вот анекдотическое ощущение возникает, когда читаешь сообщения об итогах последних польских выборов. Как ни странно, в истории с Качиньскими, кажется, осуществился именно "партизанский сюжет". Точнее, сбылись мечты большинства польского народа образца 1979 г. — чтобы государство было национальным, католическим и, желательно, умеренно-социалистическим. Именно под этими лозунгами, под знамёнами народной "Солидарности" (а не "Солидарности" каких-нибудь там интеллектуалов из телеклуба "Кривое колесо") пришли к власти братья-близнецы.
И в самом деле, даже беглый взгляд на лозунги, которые связаны с Качиньскими, вызывает слезливую ностальгию. "Четвёртая Речь Посполитая", "социально-ориентированное государство", "усиление роли костёла" и т.д. и т.п. Ну, не обошлось и без дежурного "прочь, москали!". Национальная особенность…
С одной стороны, за успех давней тенденции можно только порадоваться. Народная "Солидарность" образца ноября 1980 г., по сути, мало отличалась от советской "молчаливой народной оппозиции" с её идеями постепенной трансформации советского же режима. Максимум ожиданий оппозиции сводился к лозунгу "Советы без коммунистов!" (читай: без партноменклатуры) и разрешению продавать куличи на Пасху. Нечто подобное, только с польской спецификой, предлагала и низовая "Солидарность". Верхушка профсоюза, однако, хотела большего, и в результате спровоцировала переворот Ярузельского. Который, на мой взгляд, эту же верхушку и спас. Пресловутые "6647 интернированных" получили места в оппозиционной номенклатуре, а в заключении, как теперь стало известно, писали конституцию 3-й РП и размышляли о реформах прогнившего режима.
После распада советского блока именно эти люди занялись Польшей, устроили ей и "шоковую терапию", и "европейский выбор", и много чего ещё, что считали нужным. Иными словами, устроили свою жизнь по максимуму, а страну сделали такой, какой хотели её видеть. Они, судя по всему, укрепились.
Теперь элиты в Варшаве могут позволить себе всё, что угодно, и даже Качиньских со старыми лозунгами народной "Солидарности" у власти. Да и то: одно дело идти с рогатиной на вялый социалистический режим, и совсем другое — реализовывать свои идеи в эпоху капитализма, построенного по образцам ЕС. Вот пусть близнецы теперь и попробуют, сделают Польшу такой, какой её мечтали видеть рабочие с Гданьской судоверфи.
Тем более, что той Польши, которую собирались перестраивать, ПНР, уже и след простыл. Президент и премьер Качиньские в самом деле напоминают двух партизан, после долгих и продолжительных боёв захвативших, наконец, нацистский штаб. И теперь они наслаждаются заслуженной победой — патронов хватило! Они ещё не понимают, что штаба уже давно нет, а на его месте построили казино с ночным клубом. Очень скоро им придётся это осознать. Похоже, именно в этом осознании и будет состоять культурный смысл ближайших лет польской истории. Видеть в происходящем цирк или трагедию — дело вкуса, а о вкусах не спорят. Одно лишь можно сказать точно: в Польше наступают довольно интересные времена.