Эксперты и политологи вновь обсуждают кандидатуру возможного преемника Владимира Путина. Однако необходимость передачи власти преемнику действующего президента далеко не очевидна. Третий срок Путина соответствует интересам страны, поскольку необходимо продолжить восстановление российской государственной мощи, которое началось в ходе его правления. Конечно, порой оно осуществляется по ленинской формуле "шаг вперед, два шага назад", однако альтернативы нынешнему президенту нет. Приход к власти лидера, который смог бы ускорить развитие России, маловероятен. Как говорится, от добра добра не ищут.
Аналогичной точки зрения придерживается большинство населения России. Как свидетельствуют данные августовского социологического опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring более чем 100 городах и населенных пунктах России, 60% россиян хотели бы, чтобы Владимир Путин остался во главе государства после 2008 года. Против третьего срока 31% опрошенных, и лишь 9% затруднились ответить. Респонденты не только высказываются за третий срок, но и советуют, как его оформить законодательно. 28% респондентов предложили изменить Конституцию страны таким образом, чтобы Путин смог выдвинуть свою кандидатуру на третий срок. 10% предложили изменить Конституцию, сосредоточить реальную власть в руках премьер-министра и назначить Владимира Путина на пост главы правительства. Еще 10% россиян посоветовали избрать действующего президента главой союзного государства России и Белоруссии.
Политически грамотные россияне перечислили, пожалуй, все возможные пути преодоления конституционного запрета на третий срок. Если бы Путин захотел остаться, сделать это было бы достаточно легко. Однако его последние заявления о неприкосновенности Конституции и невозможности избрания на третий срок, скорее всего, говорят о нежелании президента оставаться во главе государства после 2008-го. На мой взгляд, это глубочайшая ошибка Путина и как человека, и как государственного деятеля. Президент может думать, что таким образом он доказывает свою твердость и непреклонность в глазах тех, кто искренне болеет за интересы страны. На самом же деле он демонстрирует слабость и отсутствие ответственности за судьбы России.
Силком в президенты не загонишь. В списке возможных преемников Владимира Путина –разные фигуры. Лучшая из них, безусловно — министр обороны РФ Сергей Иванов. Именно он сможет продолжить курс Путина на возрождение России как великой державы. Но такой преемник категорически не устраивает как доморощенных российских олигархов, так и либералов и их зарубежных спонсоров. Поэтому все попытки продвижения Иванова на высший государственный пост будут встречать ожесточенное сопротивление как ориентированного на прозападные ценности бюрократического государственного аппарата, так и либеральных СМИ.
Полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак придерживается жестко государственнических взглядов в сфере госстроительства, напоминая этим Сергея Иванова, но, в отличие от него, гораздо больше склонен к либерализму в экономических вопросах. Кроме того, его деятельность на Северном Кавказе пока не назовешь успешной. Создается впечатление, что Козак не всегда "держит удар", нередко предпочитая непопулярным, но единственно верным решениям откровенно популистские ходы.
Губернаторы Краснодарского края Александр Ткачев и Красноярского — Александр Хлопонин, хотя и не похожи друг на друга, так или иначе связаны с различными финансово-промышленными группами. Они производят впечатление людей, искренне болеющих за интересы страны, но, к сожалению, окружены лицами, исповедующими либеральную идеологию.
С.Иванов — Козак — губернаторы — такова линейка кандидатов в преемники Путина в порядке убывания предпочтительности. Политологическое сообщество рассматривает, впрочем, и лиц, которых категорически не хотелось бы видеть во главе российского государства. Из числа более-менее реальных претендентов на роль преемника к таковым относятся, прежде всего, председатели: Совета Федерации — Сергей Миронов и Государственной думы — Борис Грызлов. Это наихудшие из возможных кандидатов, поскольку ни тот, ни другой не являются самостоятельными политическими деятелями. Если преемником станет кто-то из них, это будет означать, что во главе государства встанет полностью управляемая фигура. Причем кем она будет управляться — мы, скорее всего, знать не будем.
Кандидатуры главы президентской администрации Дмитрия Медведева и замглавы — Вячеслава Суркова добавляются в список преемников, что называется, "до кучи". Оба — не публичные политики, а аппаратчики. Избрание аппаратных деятелей на высший государственный пост было возможно разве что во времена правления КПСС. У Суркова к тому же имеется и дополнительная проблема: человек с чеченскими корнями ни при каких обстоятельствах не будет избран президентом России.
Наконец, много говорится и о возможном выдвижении в преемники главы ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина. Необъяснимый шум вокруг этого нового имени вызван, по-видимому, узкопиарными задачами. Об этом человеке мало что известно, но так как президентские выборы будут всеобщими, электоральный фактор не стоит сбрасывать со счетов. На раскрутку Якунина — если, конечно, такая задача действительно поставлена, что вызывает большие сомнения — остается все меньше времени.
До истечения срока президентских полномочий Владимира Путина еще два с половиной года. Успех "операции "Преемник" зависит от того, как будет складываться ситуация в стране, какими будут действия власти и каков — уровень доверия к ней населения. Победа преемника далеко не предопределена и во многом зависит от приемлемости его фигуры для основной массы населения. Конфигурация российского политического поля за оставшееся до выборов время, вполне возможно, не раз еще изменится, представив россиянам новых кандидатов на высший государственный пост.