Последние назначения и представления на губернаторов проявили достаточно любопытную тенденцию. Кто-то связал первые проявления этой тенденции — назначения Шанцева, Бооса — с политической ситуацией вокруг московских выборов. Но возможное представление Михаила Меня на пост губернатора Ивановской области и, особенно, назначение господина Канокова главой Кабардино-Балкарии, ставит все точки и запятые на свои места. Во всех случаях речь идет о лицах, контролирующих достаточно большой бизнес в Москве и ближнем Подмосковье. Это лидеры достаточно крупных бизнес-систем, расположенных на минимальной дистанции от подъездов Старой площади, где решаются кадровые вопросы.
Еще одна общая черта кандидатов — потенциальная уязвимость подконтрольных бизнес-систем, зависимость от политической конъюнктуры, реальная угроза быть вытесненными другими игроками на столичном и подмосковном поле. Отсюда возникшее желание конвертировать столичные экономические ресурсы в политические позиции в других регионах. Это объяснение самое простое, можно сказать даже — банальное, не умножающее без нужды сущностей, а потому наиболее вероятное.
Но и посреди этой серой банальности всегда найдется место яркому и удивительному. Среди нормальных героев, предпочитающих идти в обход, всегда найдется хотя бы один, который превратит банальную тенденцию в яркий политический перформанс. Для этого достаточно перейти зыбкую грань, отделяющую желаемое от возможного. В длинную очередь соискателей губернаторского кресла, обязательно должен был затесаться какой-нибудь "рак с клешней".
Ну, в самом деле, если знакомые по подмосковному бизнесу рассказывают, как они договорились или почти договорились о приобретении поста главы региона, то почему бы не попытать счастья на той же Старой площади и не стать первым в очередь на президентское кресло в одной из бывших союзных республик. Ситуация в мире меняется, у Америки и Европы полно собственных проблем, и чем черт не шутит, администрация президента, с учетом собственных ошибок в Киеве и Кишиневе, может научиться наконец ставить президентов. Для начала хотя бы в Баку. И здесь важно не опоздать к "раздаче слонов", успеть первым.
Хотя на данном этапе, единственное, что могут предложить кураторы со Старой площади — это начать активную кампанию, заработать политические очки здесь в России, чтобы потом на белом коне въехать в столицу в свите первого, после Гейдара Алиева, азербайджанского лидера, способного завоевать популярность у российских граждан.
Информированный и проницательный читатель уже должен был догадаться, что речь идет о подмосковном бизнесмене Дамирове, владельце строительного бизнеса в Химкинском районе с достаточно известным брэндом "Звезда России".
Мало кто догадывается, что "Звезда России" — это не только название недостроенного жилого комплекса, но и девиз более масштабного, рассчитанного на несколько этапов политического PR-проекта, включающего в качестве кульминации вручение Дамирову вполне реальной награды — звезды "Героя России".
Первым, предварительным этапом в осуществлении этого действительно уникального плана стала аккумуляция финансовых ресурсов — сбор средств индивидуальны инвесторов для строительства жилого комплекса. При этом изначально закладывалась максимальная экономия — строительство только бетонных коробок без коммуникаций, без юридического оформления земельных участков и других необходимых вещей. Таким образом, удалось сэкономить около 700 долларов с каждой тысячи, уплаченной за квадратный метр.
Активная фаза пиар-проекта началась в сентябре 2005 г., когда Дамиров и связанная с ним группа риэлторов вывели на Старую площадь, под окна подмосковной администрации представителей "обманутых инвесторов" не только из Химок, но из десятка районов области.
Цель этого этапа — организовать общественное движение во главе с Дамировым и одновременно надавить на областные и районные власти, которые будут вынуждены фактически за счет государства достроить жилые комплексы в Химках. Тем самым сэкономленная сумма — более 23 миллионов долларов, остается в распоряжении будущего "героя России".
Следующий этап — повышение градуса политической дискуссии. Наращивание первоначального ядра "обманутых инвесторов" за счет протестного электората. Для этого вбрасывается революционный лозунг "экспроприации эскпроприаторов". Серия митингов, демонстраций и пикетов, требующих, чтобы федеральные и областные власти экспроприировали по схеме, отработанной на ЮКОСе, недвижимость и другие активы подмосковных олигархов, ответственных за безобразия, для начала в Химкинском районе. Первыми жертвами при этом должны стать партнеры Дамирова по "бизнесу" — бывшие руководители района Кораблин и Криворотенко, и бывший владелец торгового комплекска "Гранд" Зуев. При этом сам Дамиров остается в стороне, поскольку якобы не может контролировать народную стихию. Однако в реальности этот ход необходим, чтобы очиститься от полукриминальных связей и приобрести имидж народного вождя и борца за справедливость.
Звучит довольно фантастически — полутеневой делец азербайджанского происхождения во главе российского патриотического движения. Но это черным по белому написано в разработке солидного околокремлевского пиар-агентства. А, кроме того, если кто-то не помнит, во главе революционных масс в начале прошлого века стояли точно такие же "инородцы" — джугашвили, бронштейны, дзержинские. Из русских разве что Ульяновы, да и то под вопросом.
Следующий этап — использовать энергию масс, вдохновленных экспроприацией мелких подмосковных олигархов, для подрыва экономических позиций нынешних азербайджанских политиков, имеющих крепкие позиции в Москве.
Наконец, кульминация проекта — используя связи в аэрокосмической промышленности (корпорация "Энергомаш" находится в Химках и подконтрольна группе Кораблина-Зуева-Дамирова), стать первым азербайджанцем, побывавшим в космосе!
Это стоит всего 20 миллионов из тех 23-х, которые аккумулированы на реализацию проекта. Единственная проблема, что космическим туристам звезда "героя России" не положена. Для решения этой проблемы понадобится еще 2 миллиона. Варианты — использовать возможности космического Института медико-биологических проблем, расположенного в тех же Химках, либо пробить награждение "в порядке исключения", ради российско-азербайджанской дружбы.
К сожалению, неизбежная утечка информации из околокремлевских пиар-кругов ставит столь блестящий план под угрозу. Но нельзя отказать "кремлевским политтехнологам" в профессионализме по раскрутке клиентов "на конкретные бабки". Космический полет фантазии отечественных пиарщиков вызывает гордость за эту, единственную развивающуюся отрасль, обеспечивающую державное величие Кремля хотя бы на просторах СНГ.