На прошедшем вчера в Минске Конгрессе демократических сил белорусская оппозиция определилась с единым кандидатом на предстоящих в 2006 году президентских выборах. Противостоять нынешнему главе государства Александру Лукашенко будет представитель "третьего сектора" председатель Белорусской ассоциации ресурсных центров и руководитель программ "Фонда содействия региональному развитию" Александр Милинкевич.
Во втором туре выборов Милинкевич набрал 399 голосов всего на восемь больше, чем отдали за гораздо более известного председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько. Кроме этих двоих, на роль объединителей оппозиции претендовали также бывший председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и первый секретарь Партии коммунистов Беларуси Сергей Калякин. "Александр Милинкевич неплохой политтехнолог, но пока не очень опытный оратор, считает наш минский источник, прекрасно осведомленный о подоплеке происходящих событий. Коммунисты и часть социал-демократов считали более приемлемой фигуру Лебедько, но Милинкевич технологично обыграл эти партии. Делегатами конгресса были представители "третьего сектора", которых никто не мог превзойти по голосам. А еще его поддержали националисты".
По словам новоявленного единого кандидата, теперь необходимо выстроить четкую демократическую вертикаль, которая "должна быть выстроена лучше, чем вертикаль Лукашенко, иначе демократическим силам победу не одержать". Ранее он высказывался по тактическим вопросам столь же беспредметно. "По нашим оценкам, для раскрутки этого человека (единого кандидата) нужен год, заявил он в майской беседе с "Белорусской газетой". И телевизора у нас не будет. У нас будут ноги и головы тех людей, что пойдут в народ. Надо прийти к людям с понятными и простыми вопросами, а не в момент очередных выборов. Нужно разогреть общество заранее". Как, чем, зачем похоже, на эти вопросы у белорусской оппозиции нет ответов.
Раскрывая на Конгрессе свой взгляд на российско-белорусские отношения, Александр Милинкевич отметил, что "для нас отношения с Россией очень важны, это наш стратегический партнер, с которым у нас связи на века". По его словам, Россия имеет огромное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Белоруссии. "Мы должны быть независимыми, но это не значит, что Белоруссия не должна иметь отношений с Россией". Белоруссия должна быть нейтральной страной, полагает единый кандидат, "при этом мы легко можем сотрудничать и с Россией, и с Евросоюзом, и с Америкой".
Милинкевича никак не назовешь раскрученной политической фигурой даже в Белоруссии эта фамилия известна далеко не всякому. Однако знаковые вехи его постсоветской политической биографии не позволяют поверить, что в случае гипотетической победы отношения с Россией действительно останутся для него "очень важными".
Будущий единый кандидат от оппозиции родился в 1947 году в Гродно в учительской семье. "Праправнук репрессированного участника восстания в Белоруссии 1863 года, внук активиста белорусского движения 1920 гг.", так написано во всех его биографиях. В 1969 году Александр Милинкевич закончил Гродненский государственный педагогический институт. Впоследствии он стал кандидатом физико-математических наук, защитив диссертацию на тему "Механизм генерации сверхмощных лазерных импульсов". Карьера развивалась без особых потрясений: Милинкевич работал учителем, младшим научным сотрудником Института физики АН БССР, старшим преподавателем родного института, затем доцентом Гродненского госуниверситета. В 1980 году четыре года заведовал кафедрой в Алжире. Был членом КПСС, входил в университетский партком.
Постсоветская эпоха оказалась значительно динамичнее. В начале девяностых Александр Милинкевич проработал четыре года заместителем председателя Гродненского горисполкома. В 1996-97 гг. являлся полпредом Белорусского фонда Сороса в Гродненской области, с 1996 по 2003 председательствовал, пока его не закрыли власти, в Гродненском областном общественном объединении "Ратуша". Как рассказывает Милинкевич в одном из интервью, в период создания "сети ресурсных центров" неправительственных организаций, живущих на западные гранты он имел непосредственное отношение к распределению финансовых потоков. В 2001 году руководил избирательным штабом земляка, кандидата в президенты Семена Домаша, снявшего затем свою кандидатуру в пользу другого оппозиционного кандидата Владимира Гончарика, получившего 15% голосов избирателей.
12 февраля 2005 года, вслед за "зелеными", сойм Белорусского народного фронта партии националистической и откровенно прозападной единогласно выдвинул беспартийного Александра Милинкевича в единые кандидаты от оппозиции. Лидер БНФ Винцук Вячорка отметил у него "очень важное сочетание политического опыта, образованности и способности совершать волевые поступки". Как заявил тогда в интервью белорусскому информагентству "БелаПАН" сам Милинкевич, "я многих знаю и в нынешних структурах власти, при этом позиция номенклатуры — важный, но не решающий фактор. Равно как и позиция России".
О позиции Запада он отчего-то умолчал, хотя она, по-видимому, значит для него куда больше, чем московская. В мае Александр Милинкевич даже собирался поехать в Тбилиси на встречу с Джорджем Бушем, однако вместо него туда отправился Анатолий Лебедько. Впрочем, в Минске сомневаются, что Милинкевич стал единым кандидатом при действенной поддержке внешних сил. "Скорее, теперь они будут всерьез воспринимать Милинкевича и его западно-белорусское происхождение", полагает наш источник.
До 1939 года Западная Белоруссия находилась в составе Польши. Тесные связи Милинкевича с этим государством еще в советское время были отмечены орденом "За заслуги перед польской культурой". Он нашел место захоронения последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского единый кандидат от оппозиции увлекается краеведением. Старая любовь не ржавеет: как сообщило белорусское государственное агентство БелТА, в недавней беседе с руководителем польской ассоциации "Восточноевропейский демократический центр" П. Казанецким Александр Милинкевич заявил, что реакция Польши на "репрессии" в отношении Союза поляков Белоруссии должна быть максимально жесткой, вплоть до экономических санкций, без каких-либо уступок "авторитарному режиму" Лукашенко. Он также отметил неэффективность политики Польши и Европейского союза в отношении Белоруссии, в том числе в рамках программы ЕС "Содействие развитию гражданского общества".
Есть у Милинкевича верные друзья и на Востоке. В преддверие Конгресса демократических сил председатель "Яблока" Григорий Явлинский и лидер СПС Никита Белых подписали совместное заявление "о едином кандидате в президенты Беларуси от демократической оппозиции". "Авторитарный режим, уничтожающий свободу слова и честные выборы, …боится страны, в которой он, растоптав Конституцию, установил единоличную власть, говорится в документе. …Единственным защитником и выразителем интересов народа остается демократическая оппозиция, которая отстаивает право народа свободно выражать свое мнение, участвовать в формировании власти и влиять на ее действия". "От вашей борьбы за права граждан Белоруссии во многом зависит и то, как будет складываться ситуация в нашей стране, полагают российские либералы. У российского и белорусского народов общее будущее. Мы вместе должны сделать так, чтобы оно было демократическим".
Белорусы, однако, понимают демократию несколько по-иному. Любые социологические опросы фиксируют исчезающе малую популярность оппозиции: все без исключения ее лидеры пользуются поддержкой от 1 до 2% избирателей. Поэтому, стараясь избавить себя от конкуренции с Александром Лукашенко, выдержать которую абсолютно нереально, Конгресс демократических сил выдвинул ряд требований к белорусским властям. По мысли делегатов оппозиционного мероприятия, власти должны обеспечить доступ оппозиции к государственным СМИ и создать равные условия для деятельности СМИ разных форм собственности, привести действующее законодательство, в первую очередь избирательное, в соответствие с демократическими стандартами, восстановить принцип разделения властей, расследовать дела об исчезновении Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского, Дмитрия Завадского, привлечь к уголовной ответственности лиц виновных в этих преступлениях и прекратить политическое преследование оппонентов режима. Ну и самое главное: "президентские выборы 2006 года должны пройти без участия Александра Лукашенко".
Впрочем, еще не факт, что единство оппозиции в отношении Александра Милинкевича доживет до президентских выборов. Оппозиционная коалиция пока очень слаба. "Анатолию Лебедько будет трудно убедить коллег по партии выполнять взятые на себя обязательства ведь его победа была так близка", полагает наш минский источник.
Состояние и внутренний потенциал белорусской оппозиции лучше всего характеризует следующая "оговорка по Фрейду". "Я считаю, что выборы единого кандидата прозрачный демократический процесс, прокомментировал это событие пресс-центру оппозиционной "Хартии-97" посол США в Белоруссии Джордж Крол, присутствовавший на Конгрессе демократических сил в качестве наблюдателя. Думаю, что это уже большой успех, что объединились политические партии и организации. Теперь должен быть сделан следующий шаг объединение с народом. Насколько это возможно в тяжелых белорусских условиях". Через некоторое время на сайте "Хартии-97" появилась поправка: "фразу "Теперь должен быть сделан следующий шаг объединение с народом" следует читать как "Теперь должен быть сделан следующий шаг общение с народом". Приносим свои извинения".
Представляется, однако, что первый вариант посольского комментария более точен: "страшно далеки они от народа". Возможно, средства, которые получит белорусская оппозиция согласно Акту о демократии в Белоруссии, принятому Конгрессом США 20 октября 2004 года, и помогут немного сузить этот разрыв, но закрыть его полностью они точно не в состоянии.