Разговор с фининспектором о политике

Позавчера Президент Российской Федерации Владимир Путин завершил свой утомительный телемарафон с "дорогими россиянами", бодро ответив на все самые "острые вопросы"  кремлевских политтехнологов. На самый последний всхлип прессы, заданный уже в кулуарах гигантского телешоу, — "Сколько времени вы можете говорить без остановки?" — Путин сходу ответил, что сам не знает. Но затем президент по-чекистски быстро поправился: "Столько, сколько нужно прессе и российскому народу".

В этом году российскому народу было нужно, чтобы прямой эфир с президентом продлился 2 часа 53 минуты. За это время у микрофонов, разбросанных по всей стране, проверенные люди зачитали вслух 56 заранее отобранных вопросов. А президент за одну- две минутки успевал изложить в устной форме сухую страничку справки по данной проблеме, высвеченную на студийном мониторе.

Население огромной страны впитывало эту хорошо поставленная речь президента, слушало его точные и выверенные интонации. Любовалось выразительными жестами руки с часами Patek Philippe Perpetual Calendar, так контрастирующими с неподвижной маской первого лица. Фейерверк цифр, шквал процентов и знаков после запятой осыпался на жаждущих общения с "добрым царем" телезрителей. Подобная тотальная осведомленность власти вначале наповал поражала простодушных. Затем от обилия иллюстративного материала у неподготовленного зрителя начинала кружиться голова и появлялось чувство нереальности происходящего. 

Александр Проханов очень точно передал это состояние политического кукольного театра: "Сегодня, когда я слушал Путина во время его диалога с народом, меня не покидало ощущение, что я имею дело с каким-то двухмерным человеком, что за этим сидящим на фоне ало-бело-синего стяга за ним нет пространства, и он вырезан из картона. И вот эта упрощенность, усеченность его образа и его ответов, она, конечно, говорит, что мы имеем дело не просто с Путиным, а мы имеем дело с тщательно сфабрикованным образом Путина, который нам постоянно подсовывают".

Сам президент не видит ничего дурного в избитом жанре политического ток-шоу. Недаром Путин назвал прямой телеэфир с гражданами "лучшим форматом прямого общения", другого, по его словам, в современном мире "невозможно и представить". Для человека, назвавшего публично свой род государственных занятий "оказанием услуг населению", другой выбор был бы просто невозможен. Ведь для маленького чиновника, поставленного группой олигархов http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=197&do=view_single на пост топ-менеджера по связям с общественностью,  нет более важной и значимой служебной задачи. Мы сами еще раз смогли убедиться, насколько ВВП адекватен тому инструменту политического пиара, который его взаимно использует.

Понятно, что жанр "прямой эфир главы государства" — это полный аналог телеспектакля. Или студийных посиделок типа "Поля чудес", где и сценарий расписан заранее, и актеры всего лишь говорят заученные тексты. Но если это шоу делается "мыловарами" талантливо, то зритель охотно включается в игру, он искренно верит в сотворенный на экране "образ этой страны". А если играют так вяло, как это получилось вчера, то выйдет обычное отчетное собрание корпорации ОАО "Россия" перед миноритарными акционерами

Понятно, что мелким вкладчикам никто и никогда не расскажет о стратегии компании и об истинных размерах и источниках корпоративных доходов. Умолчат также о внешних угрозах корпорации и о нарастающих дрязгах среди высшего менеджмента. Путин мало говорил о политике не потому, что мало кто его об этом спрашивали. А мало спрашивали о критически важных вопросов, потому, что так и задумывалось организаторами корпоративного телемоста. По своему формату, прямая линия Президента РФ — это разговор фининспектора о политике.

Пиар-менеджер Путин в принципе уклонился от самых болезненных тем. Прежде всего, это вопрос о вопиющей бедности 70 или 80%, преимущественно русского, населения России, так по-африкански вызывающей среди запредельно высоких цен на нефть. Путин не говорил об однобоком развитии российской экономики, ничего не сказал о ЖКХ и МБХ. Президент совсем не говорил о свободе слова, о честных выборах, о кандидатуре своего преемника. 

 
Дмитрий Рогозин несколько иронично назвал прошедшую прямую линию "народной формой послания президента Федеральному собранию". Лидер партии "Родина" видит в этом неурочном агитационном марафоне скрытый политический смысл: арт-подготовку к новым президентско-парламентским выборам. После всех слов президента о незыблемости власти у Рогозина укрепилась мысль о том, что грядущие выборы пройдут досрочно: "Уж очень это походило на досрочный отчет о проделанной работе". 

Но больше всего происходящее на "Прямой линии" напоминало внеплановый отчет корпорации о социальной ответственности большого бизнеса. Эта затратная, хлопотная и непрофильная деятельность по "социалке" необходима капитанам производства только для соблюдения формальной отчетности перед выходом на фондовый рынок. Так, какая нибудь в обмен на возможность поставлять энергоносители  в страны Азиатско-Тихоокеанского
региона творит в своем домене умеренно-добрые дела. Нефтегазовая корпорация охотно "спасает серых китов" или вносит свой вклад "в увеличение транспортных средств на дорогах Сахалина". Или, точно так же, "добрый губернатор" Абрамович снабжает к зиме своих подопечных чукчей фирменной соляркой и отходами мазута…

Из корпоративной практики давно известно, что обращение к социальным проблемам мелких вкладчиков происходит накануне самых больших событий. Например, во время подготовки досрочной выплаты дивидендов топ-менеджерам перед продажей компании на сторону или решительным  "распилом" основных активов.  Недаром российский фондовый рынок совсем никак не отреагировал на трехчасовую речь пиар-менеджера Владимира Путина, но решительно принял к сведению известия о продажи "Сибнефти" и о скорой либерализации акций "Газпрома". А ведь еще озвучивались планы по ускоренному "социальному" освоению Стабфонда. Так что, дорогие телезрители, следите внимательней за руками!

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram