Наиболее вероятно следующее развитие истории с отставкой кабинета Юлии Тимошенко: до начала парламентской кампании Тимошенко, как инициатор и выигрышная сторона в этой ситуации, будет сохранять неопределенность собственного позиционирования до самого последнего момента. Далее все будет зависеть, насколько сильной она себя почувствует. Если Тимошенко поймет, что достаточна сильна, то вне всяких сомнений, она пойдет на выборы самостоятельно. Если окажется, что сил у нее недостаточно для принятия такого решения, то тогда уже возможны новые политические альянсы и блоки. Союз возможен с "восточными" движениями, если Тимошенко почувствует, что не вытягивает свой ресурс самостоятельно, либо при плохом собственном старте. Также, союз возможен при отсутствии на нее сильного административного давления. Это давление может означать потерю лица для Тимошенко. А собственный имидж для нее — ее наиболее серьезный политический капитал.
Между тем, Тимошенко выигрывает у Ющенко в темпе и гибкости. Она каждый раз опережает его где-то на полшага. Ей удалось представить в общественном мнении Ющенко инициатором их "политического развода". Теперь задача Тимошенко — как можно дольше удержаться в сознании людей незаслуженно отстраненной от власти и при этом предлагать Ющенко нереальное партнерство в виде создания некоей Большой коалиции. Это предложение украинский президент, конечно, он не сможет принять. На самом деле, если бы он принял это партнерство, то выиграл бы как лидер. А, медля с ответом, он все больше становится в глазах не очень разбирающейся в деталях части населения Украины той самой силой, которая уходит от идеалов оранжевой революции. Тимошенко действует в духе Меркель, которая также предлагает Шредеру нереальное объединение, на которое лидер германских социал-демократов точно также не может согласиться.
Потенциал блока Ющенко, кстати сказать, отнюдь небезнадежный. У Ющенко есть свой хороший политический ресурс — губернаторы, на которых он будет давить для укрепления своего электорального потенциала в регионах. Не так уж невозможен и союз с тем же Януковичем. Это будет очень рискованный шаг для Ющенко, так как свое лицо он сумеет сохранить лишь перед западными донорами. По-любому, роль Януковича при любой конфигурации блоков очевидна: он будет политической жертвой того, кто в итоге окажется проигрышной стороной. Но скорей всего, при блокировании будут договариваться с экономическими магнатами Восточной Украины напрямую, а не с их непосредственными политическими представителями. Не исключаю также, что Литвин сможет все-таки собрать под свое объединение все политическое мелкое, что осталось после "титанов" и создать нечто наподобие "третьей силы". Туда опять-таки может включиться и Янукович.
Возникновение и активное позиционирование крупной пророссийской политической силы сейчас на Украине было бы крайне вредно прежде всего для самой России. Это далеко не панацея для проведения взвешенной и продуманной политики российского влияния на украинском пространстве. Украинцев нужно понять: они находятся уже на ином этапе политического развития и "возвращать" их в Россию с помощью политического давления бесполезно. И чем дальше Украина будет отходить от России в прозападном направлении, тем сильнее окажется впоследствии их обратная тяга к нам. Поэтому надо прекратить Москве тратить на Украину безумные усилия, достойные лучшего применения. Надо просто научиться ловить волну, как опытному виндсерфингисту.
Дело не в том, что есть "плохая Тимошенко" или "плохой Ющенко". Проблема даже не в России. Нам необходимо дать украинцам возможность организовать свою экономику самостоятельно хотя бы на какое-то время. А если снова требовать "пророссийского курса" с украинцев, то нам его в конце концов пообещают, прицеливаясь в уме на российские нефть и газ. Потом все пророссийские обещания быстро забудутся, как они забывались всегда. Если мы опять пойдем по этому пути — мы проиграем. Тем более, что скоро грядет подписание Договора по энергоносителям. Вот тогда можно будет вообще от Украины ничего не требовать, они сами будут клясться нам в преданности и вечной любви. Кроме того, России давно следует перестать использовать в отношениях с Украиной порочную практику льготных цен на энергоносители, а вводить систему кредитов. Раз берете — извольте вернуть в назначенный срок.
Сегодня важно начать составлять условия прежде всего экономического сотрудничества, которые должны неукоснительно выполняться. Нам важно перейти к практике отстаивания собственных экономических интересов, а заодно — усиливать свое культурное влияние. Сегодня вывоз десяти народных артистов России на Украину важнее, чем визит любых официальных делегаций Госдумы, которые, как правило, ни к чему особенному так и не ведут. Если мы будем придерживаться такой тактики, то уже послезавтра постепенно начнут действовать в правильном направлении и политические силы. А если мы будем по-старому создавать некую "русскую партию", ориентируясь лишь на завтрашний день, то ее опять станут доить на Украине все, кому не лень. А результата вновь не будет. Надо дать украинцам то, что они хотят, а именно — предоставить им полную возможность утопиться в иллюзиях собственной революции.