Сегодня всё внимание мастеров конспирологии (разоблачения интриг и писания политических рецептов) приковано к Украине. Отечественная политическая скукотища — отсутствие интересных сюжетов и непрогнозируемых событий — подстрекает доморощенных политологов и политтехнологов истолковывать события в Малороссии. Что ж, волка ноги кормят, а писателя — сюжеты. А что мы знаем об Украине, сидя в Москве или, например, в Челябинске? Попробую воспроизвести цепь рассуждений "среднего российского интеллектуала":
Во-первых: Украина — младшая сестра Великороссии, разобщенная с ней недавними историческими событиями (Беловежскими соглашениями), но единая с нами в культурном и социальном отношениях (провинция-с, одним словом).
Во-вторых, на/в Украине есть "наши" и "не наши". "Донецкие", "луганские", "днепропетровские", "крымские", "черниговские" — наши. "Львовские", "киевские", "иваново-франковские", "черкасские" — "не наши". "Наши" — за союз и воссоединение с Россией. "Не наши" — за союз с Единой Европой и за вступление Украины в "антироссийский кордон" (в просторечии именуемый "лимитроф").
В-третьих, сегодня на/в Украине правит проамериканско-проевропейская команда, пришедшая к власти в результате "оранжевой революции" 2004-го года.
Мифы, как ныне принято выражаться, озвучены. Приступим, как говаривал Воланд, к разоблачениям.
"Общая историческая судьба двух братских народов"
Всё — враньё! Украина никогда не была младшей сестрой России, она — скорее вечная девушка на выданье. Политика многовекторности a la Кучма придумана ещё поляком гетманом Богданом Хмельницким, который развёл в своих интересах и Великороссию, и Речь Посполитую, и Крымского хана, и Мадьярского господаря. Гетманская Украина со столицей в Полтаве ("опора русского влияния в Малороссии") изначально ставила целью не воссоединение с Московией, а приобретение самостоятельности за счёт заигрывания со всеми окружающими (Мазепу помните?).
Украинская международная политика — это великолепная схема отношений с другими странами, культурами, социумами. Украинец — носитель менталитета будущего, он — вечный гастролёр, гастарбайтер, турист — одним словом. Украинская модель освоения действительности — антагонист русской-российской: там, где у русского — Родина, Отечество, Держава, у украинца — "садик с вишнею" (личные интересы, а всё остальное — удобная для данного случая риторика).
Где "наши"?
Недавно отставленный госсекретарь Зинченко в прошлой жизни играл в команде эсдеков (в команде Медведчука и Суркиса — "противников оранжевых"). Ющенко и Тимошенко — бывшие рулевые самого эффективного правительства Кучмы (премьер и вице-премьер). Первый Президент Украины противник Кучмы Кравчук после своего поражения на президентских выборах всегда играл на стороне Кучмы. Чорновил-сын (отец — националист Чорновил — оппонент Кравчука на первых президентских выборах) представлял кандидата Януковича на последних президентских выборах. "Верный Руслан" Кучмы Литвин вдруг и сразу стал "оранжевым". Да и сам бывший Президент Кучма вместе со своим зятем Пинчуком подыграл "оранжевым" во время кампании 2004-го года. Где "наши"?!
Давайте скажем себе честно: нет никаких "наших" на/в Украине. Можно сколь угодно долго обманывать самих себя, но результат один — мы терпим поражения за поражением по причине веры в свои иллюзии. Как говорил один весьма умный британец: у Англии нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, у неё есть только постоянные интересы. Украинские политики это понимают, российские — нет.
Что Украина хочет от Запада?
А что есть Запад? Структуры — Белый дом, ЕС, НАТО, Пентагон и т.д. и т.п. или западное общество, интересы которого чем дальше, тем больше расходятся с интересами официальных структур (особо продвинутых адресую к рассуждениям А.А. Зиновьева про "сверхобщество" и "общество). Аберрация дальности заставляет российского обывателя видеть Запад, во-первых, как нечто целое, во-вторых, как нечто стабильное. Увы, вам, увы, отечественные западники от Сахарова до Новодворской, это — не так. Сегодня Запад (европейский социум) — находится накануне величайшего кризиса, за всю свою историю начиная от падения Римской империи. Третий мир в лице шахидов, гастрайбайтеров, незаконных переселенцев, африканцев, китайцев и иже с ними бросил Западу вызов. Этот вызов Запад принимает именно на уровне общества (хотя, мешает лишний жирок — слишком сладко жили). А на уровне структур ("сверхобщества") — игнорируется. Мешает либеральная политкорректность типа "все люди — братья". Им бы вспомнить лютеранскую мудрость: все люди — братья, но на определённых условиях.
Запад — гибнет, и Украина это понимает, она использует Запад, как аргумент-инструмент для реализации своих интересов. Украинский политический бомонд пользует Запад во имя своих интересов. Российский же истеблишмент норовит либо "дружить" с Западом против своих интересов, либо "гнуть панты" — доказывать, что есть ещё "порох в пороховницах".
Что же делать нам "убогим"?
Для начала надо расстаться с собственными иллюзиями (в частности, в отношении Украины). Украина, как и другие постсоветские страны, ныне, предоставлена собственной судьбе, и влиять на неё не в нашей воле, и в не нашей власти. Однако мы можем иметь собственные интересы на/в Украине, но эти интересы ничем не отличаются от наших интересов, например, в Бразилии. Вот так-то вот, господа "патриоты".
А ещё России надо учиться у своей "младшей сестры". Учиться, прежде всего, тому, как менять власть и пускать в политику "новую кровь".