Русский бастион Европы

Юлия Черняховская, предложившая в связи со сложностями внутри Евросоюза пересмотреть приоритеты европейской политики России, мимоходом затронула и стержневые вопросы мировой политики: отношения Восток — Запад. Сегодня эта тема находится под прицелом у всех политических аналитиков но, внося свою лепту в нее, автор "Иной Европы" в своих логических построениях оставила очень много пробелов. Основные тезисы и общая концепция статьи мне понравились, поэтому я рискнула канву заданной схемы дополнить собственными аргументами, возможно, в некоторых случаях небесспорными.

"Западный вариант развития, — пишет Юлия Черняховская, — предложенный нашей стране в последнее двадцатилетие, ярко и зримо показал свою пагубность". Приговор слишком суровый, чтобы оставить его без всякого внимания. Не совсем понятно, что подразумевается под "западным вариантом развития"? Скорее всего, не вся европейская цивилизация, поскольку сам же автор и не без основания утверждает, что "мы сами же ее и создали". Заявление о том, что мы являемся творцами европейской цивилизации, выглядит слишком самонадеянным, точнее было бы сказать: цивилизация эта создана не без нашего участия. Факт влияния России на формирование европейских государств, а СССР на социализацию Европы, конечно, нельзя отрицать. В конце концов, вообще все в мире взаимосвязано. Таким же образом и европейцев тоже можно причислить к отцам России, в частности, создателя коммунистического манифеста Карла Маркса.

На мой взгляд, "модель развития" вообще нельзя скопировать, копированию подлежат лишь готовые формы: технологии, структуры, методы, приемы и т.д. И в этом плане у запада нам и сейчас есть чему поучиться, но, пытаясь внедрить у себя демократические формы общественного устройства с опорой на европейский опыт, мы показали себя плохими учениками. Это, как в песне поется, "сделать хотел козу", а получилось черте что… С демократическими институтами получилось еще хуже. Мы убили их своим формальным подходом, лишив конкретного содержания.

Брошенный Юлией Черняховской упрек западу, мне кажется, относится к пагубности стихийного развития рыночных форм экономики в отрыве от целеполагания. Настоящим стержнем любой цивилизации является идеология. Запад — это прежде всего христианская религия с ее центральной фигурой Бога-человека Христа. Восточные цивилизации, придерживаются другой концепции, согласно которой, Бог принципиально отделен от человека. Варварство присутствует как в той, так и в другой концепции. И на Западе оно проявляется в излишне потребительском отношении к природе или эгоистически понимаемой свободе личности. Восточное же варварство выражается в исключительном пренебрежении к человеческой жизни. И поскольку на Востоке человек менее скован, его проявления очень агрессивны.

Европейская цивилизация достигла колоссального технического прогресса, благодаря развитию человеческого интеллекта. Человеческий разум одержал много побед, в том числе и по преодолению извечного страха, сопровождающего всю жизнь человека и порождающего ненависть и подозрительность. Европейская цивилизация, сделавшая ставку на воспитание и совершенствование человека, в последнее время добилась значительной эволюции общественного сознания. Мышление, открывшее различные взаимосвязи всевозможных явлений, внушает определенную уверенность в завтрашний день. Но в то же время комфорт расслабляет ум. И сейчас на западе активно процветает и экономическое "варварство" — стремление к извлечению прибыл вне зависимости от творческих усилий. Так что стало совершенно непонятно какой идее служит западный человек.

Запад избрал в отношении России странную тактику: чем хуже, тем лучше. Поощряется наглый галдеж западных соседей России, которые осложняют ее взаимоотношения с европейскими странами и подталкивают к поиску иных союзников. Запад не вкладывает серьезные средства в Россию, ожидая потепления инвестиционного климата, но при этом стремится побольше выкачать из нее природных ресурсов. Расширение же европейского производства лишь ухудшает условия жизни на Западе. Экологическая емкость западных территорий уже достигла своего предела, а поток нелегальной и легальной эмиграции лишь провоцирует массу социальных конфликтов. Вложения в Россию, создание вокруг нее "санитарного" Союза государства, — это вклад западной цивилизации в свою стабильность, укрепление собственных бастионов. Инвестиции в производство, скажем, на российской территории, выгодны со всех точек зрения: экологии, экономики и политики, несмотря ни на какие риски.

В сегодняшнем господстве пренебрежительного отношения к человеку я вижу отход России от Европы, и в этом смысле я только понимаю призыв Юлии Черняховской вернуться в Европу. Россия — христианская страна с многовековыми традициями, и ее особенность заключается в утверждении нравственного аспекта человеческой жизни. В свое время Советский Союз дал мощный импульс созиданию человека. Но траектория движения нашей страны всегда была неровной: шаг вперед и два назад.

Уникальность России состоит в том, что она способна усвоить разные цивилизационные нормы. И свою альтернативу внутри европейской цивилизации Россия уже предложила. Это идея меры, направляющая человека на стремление к минимализму в материальном потреблении и богатству духовной жизни. Ее необходимо лишь по-новому осмыслить и внедрить в условиях рыночной экономики. В этом плане Россию, действительно, можно считать последним интеллектуальным ресурсом Европы по защите ее собственных ценностей.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram