По материалам семинара АПН-ИНС 30 июня 2005 г. "Цена "казахстанского вопроса" для России".
Возможно, что выбранная тема комментария кому-то покажется анекдотичной, в духе известной поговорки о подводных лодках в степях Казахстана. Но именно сейчас в этой шутке могла бы обнаружиться та самая доля истины.
Сразу должен заметить, что великой морской державой современный Казахстан является вовсе не благодаря своему выходу на Каспий в качестве регионального игрока. И не вследствие достаточно активных усилий по созданию танкерного, рыболовецкого и военно-морского флота. Всё это —локальные моменты, которыми в широком контексте можно было бы и пренебречь. Но бесспорно одно — великой морской державой сегодня делают Казахстан как раз те 150 километров Транссиба, которые экспертами рассматриваются с точки зрения потенциального клина, вбитого между условно "европейской" и условно "сибирской" частью России. Проблема здесь гораздо более масштабная, даже глобальная. И именно с ней связано неизбежное превращение Казахстана в одну из тех осей, вокруг которых будет вращаться вся мировая политика.
Я приведу некоторые цифры. Из 1 триллиона 20 миллионов долларов мировых военных расходов 2004 года 455 миллиардов долларов, или почти половину, составил оборонный бюджет США. Приблизительно треть из этой суммы выделяется на нужды U.S. Navy Force, то есть военно-морского флота, основные группировки которого сосредоточены на юге Тихого, Индийском и Атлантическом океане. С учетом космической группировки, осуществляющей управление и связь данными силами, затраты на ее содержание составляют приблизительно половину военных расходов США. Это самый мощный военно-морской флот мира за всю его историю.
Одной из важнейших, если не самой важной функцией всей этой армады в мирное время является не ведение боевых действий, а господство на морских коммуникациях и тотальный контроль за ними. То есть негласно американский военно-морской флот выполняет функции хозяина Мирового Океана, по которому в современном мире осуществляются основные торговые перевозки. Например, в случае оборота между Европой и Юго-Восточной Азией достигающие 2 трлн долл. в год. Экспертам не надо специально объяснять тот факт, что это обстоятельство играет фактически решающую роль в обеспечении нынешнего статуса доллара как единственной мировой валюты.
Теперь представьте себе ситуацию, когда значительная и самая ценная часть этого товарного потока пойдет в обход привычных морских путей. Можно не сомневаться, что при этом практическая ценность этого гигантского военно-морского флота Америки снизится если не на порядок, то в разы. И этот гигантский актив превратится в не менее гигантскую проблему Соединенных Штатов. Но именно такую перспективу предполагает активно осуществляемый на протяжении последних семи лет проект превращения Транссиба в главный транспортный мост между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой.
Достаточно сказать, что в рамках этого проекта было проложено 45 тысяч километров оптико-волоконных сетей, установлена единая система компьютерного управления производства фирмы Siemens, а пробный состав, груженый контейнерами, прокатился от Находки до белорусской границы за 10 дней вместо "морских" 30-35 суток. Правда, выводить основной товаропоток российские власти намерены, разумеется, не через Брест, а через родное для "питерских" балтийское побережье РФ. Именно там, где в районе Лужской губы к 2007 году, с участием в основном немецких фирм будет закончено строительство гигантских терминалов: контейнерных, нефтеналивных и прочих.
Не вызывает и тени сомнения тот факт, что Америка должна всеми силами реализацию этого проекта сломать. Сделать это ей легче всего в двух местах: на Балтике и в Казахстане. Причем в случае с Балтикой американцам придется привлекать разного рода "экологов" или долго торговаться с разными группами "питерских" интересантов. В Казахстане тот же самый результат может быть достигнут путем одной-единственной "бархатной" или "цветной" революции. Понимает это и растущий Китай, которому тоже интересно держать в своих руках кусок этого транспортного моста и получать за это свою долю рентной прибыли. Так что демарш казахского правительства после киргизских событий насчет обязательности загранпаспортов для российских граждан был тончайшим восточным намеком на это очевидное обстоятельство.
Судя по реакции нашего президента, который недаром на посту главы РАО РЖД сменил Геннадия Фадеева на "питерца" Владимира Якунина, — намек был воспринят. Моментально состоялась встреча в Челябинске, где Нурсултан Абишевич, видимо, получил свою и весьма достойную долю в этом проекте. Так что вопрос третьего срока Назарбаева во многом является транспортной проблемой. Точнее, вопросом о том, удастся ли этому российско-казахстано-германо-китайскому союзу отбить "бархатную", или не слишком, атаку Вашингтона на данный транспортный проект. Согласитесь, что государство, способное таким образом "потопить" половину американского военно-морского флота вполне заслуживает права именоваться великой морской державой.