По материалам семинара АПН-ИНС "Цена "казахстанского вопроса" для России"
Опыт Казахстана крайне важен для всех стран на постсоветском пространстве, поскольку казахстанская государственность строилась, по сути дела, "с чистого листа". Республика Казахстан (РК) интересна, помимо политических и экономических тенденций, о которых так много говорят, в первую очередь, именно своим опытом создания полноценного государства на постсоветской площадке. И в этом смысле теория и практика Нурсултана Назарбаева чрезвычайно важна, как бы мы ни оценивали его личность и геополитические перспективы. Ясно, что государственность развивалась в Казахстане в условиях проекта, который можно с определенной долей условности определить как "евразийский проект".
Наш Институт национальной стратегии, как вы знаете, активно занимается проблематикой трансформации власти, революций и переворотов. И мы не без обоснований считаем, что, несмотря на то, что за последние двенадцать лет власти Казахстана достигли больших успехов в государственном строительстве, предпосылки к насильственной смене власти в Казахстане, к трансформации государства революционным путем сегодня имеются. Я думаю, что масштаб личности Назарбаева достаточны для того, чтобы эти предпосылки увидеть и оценить. А политический опыт Нурсултана Абишевича позволит взвесить эти факторы на исторических весах и принять все усилия для того, чтобы трансформация власти оказалась не революционной. Иначе говоря, чтобы попытаться обеспечить преемственность власти путем "революции сверху", которая, с нашей точки зрения, является единственной альтернативой "революции снизу".
Предпосылки такой "бархатной" революции, несомненно, носят объективно-исторический характер. Они связанны с тем, что обломки Советского Союза в связи со сменой политических поколений и накоплением опыта самостоятельного геополитического существования хотят быть на сегодняшний день полноценными государствами. Однако Россия за прошедшие пятнадцать постсоветских лет не предложила никакого имперского, объединяющего их проекта, который мог бы остановить накопление этой энергии прорыва.
И в данном смысле Казахстан находится в достаточно выигрышном положении. Не секрет, что в Казахстане формирование системообразующих институтов государства здесь активно шло и стимулировалось "сверху". Может быть, в этом состоит главное отличие Казахстана от Украины и Грузии. В этих двух странах политические элиты предшествующего периода пошли по пути консервации недогосударственного характера своих стран. Именно этот фактор сыграл большую роль и в грузинской "революции роз", и в украинской "оранжевой революции".
С другой стороны, в РК есть политические предпосылки революции, связанные с частичной делегитимацией власти. В том числе, на фоне очевидной коррупции во всех сферах и заметного паралича механизмов вертикальной социальной мобильности. Я думаю, что сегодня у нынешней казахстанской власти есть запас исторического времени (хотя и совсем небольшой!) для того, чтобы самостоятельно провести модернизацию элит. Ту самую "революцию сверху", о которой я говорил выше. Здесь, безусловно, следует иметь в виду и масштаб личности казахстанского президента, который, несомненно, превосходит, и существенно, ушедших руководителей Украины, Грузии и Кыргызстана.
Безусловно, Казахстан был, есть и будет центром борьбы крупнейших геополитических сил. В первую очередь Соединенных Штатов Америки и Китая, сражающихся за энергетические ресурсы региона. Активный рост роли Китая и его медленная, но последовательная трансформация в глобальную державу, требует от Китая контроля за источниками сырья на прилегающих территориях сопредельных стран. И наряду с активной экспансией в Сибири и на Дальнем Востоке, Китай будет стремиться вовлечь в свою политическую орбиту и Казахстан. При этом мы увидим столкновение интересов трех великих держав: глобального мирового лидера США, стремительно идущей к этому статусу КНР и столь же стремительно утратившей такой статус России. В ближайшие годы этот геополитический сюжет будет одним из определяющих контуры трансформации власти в Казахстане.
Я благодарен всем, кто согласился принять участие в семинаре ИНС-АПН "Цена "казахстанского вопроса" для России" и высказал целый ряд интересных соображений, которые вскоре будут опубликованы на страницах АПН. Со своей стороны могу сообщить, что мы рассчитываем уже осенью этого года расширить наше присутствие в Казахстане. Переговоры на эту тему в настоящее время ведутся. И есть надежды, что к Институту национальной стратегии России, к Институту национальной стратегии Украины, который сыграл определенную идеологическую роль в процессе смены власти в этой стране, а также к Институту национальной стратегии в Приднестровье уже осенью текущего года добавится Институт Национальной стратегии Казахстана. С учетом того, что политика в Казахстане становится всё более интересным делом, я думаю, что для этого есть все основания. Перефразируя одного политолога прошлого века, можно сказать так: вчера было рано, завтра будет поздно, а сейчас самое время для всех нас обозначить новые контуры казахстанской проблематики.