Политический центр и его конкуренты

"Единая Россия" не является единым организмом. Раньше это скрывалось, теперь говорится едва ли не публично. Речь идет не только о существовании пресловутых левого и правого "крыла" в структуре самой партии. Несмотря на формальный запрет на создание предвыборных блоков, "Единая Россия" вполне может быть представлена в виде неформального блока, состоящего из 2–3 политических сил. Этот блок de jure может сохранять оболочку единой партии, но внутри разделяться на различные политико-экономические и политико-государственные направления. Также не исключены в этом отношении центростремительные тенденции, которые коснутся не только саму партию как таковую, но и другие политические структуры.

Сейчас, после исторического съезда СПС, нельзя исключать нового альянса между "единороссами" и СПС. Та новая реформа внутри СПС, которая идет довольно быстро, одной из своих задач может поставить отдаление партии от одиозных для рядового избирателя фигур. Но подчеркиваю — только для рядового избирателя. При этом СПС вовсе не обязательно активно декларировать поворот к политике социальной поддержки. Те всхлипывания, которые сейчас слышны в СПС по поводу нового курса партийной политики в области защиты социальных прав населения на самом деле являются ничем иным, как обычной риторикой.

Сейчас в структуре "Единой России" сложились два блока: очень сильный либерально-экономический блок и блок национальных государственников. А первый взгляд, это абсолютно противоестественный союз. Но только на первый взгляд. В странах Юго-Восточной Азии такие прецеденты достаточно распространены. На определенном этапе развития такие формы политического симбиоза демонстрировал Тайвань. Некоторые элементы такого союза, но правда совсем на другой основе существуют в Японии, где правящая партия находится под контролем четырех крупнейших финансово-промышленных групп. Проблема отечественного партстроительства и, в частности партии власти, заключается в том, что в России до сих пор четко не отлажена система внутриполитического регулирования. Действительно, есть некоторые черты, сходные с Японией 20-летней давности (жесткий полуавторитарный стиль внутренней политики, сдерживание массовых профсоюзных организаций и т.д.). Справедливости ради, нужно признать, что другого стиля в этом отношении на нынешнем этапе государственного строительства России быть и не может.

Я убежден в том, что "Единая Россия" пока еще имеет политический ресурс. Как именно он будет развиваться, покажет ближайший год, в течение которого партия власти пройдет не только очередной этап своего развития, но и очередной цикл поддержания относительной политической конкурентоспособности. Вопрос о ее роли как центрообразующего политического блока пока еще не ясен. С одной стороны, существует масса карликовых партий, представляющих собой чистые продукты политических технологий. Их ресурс не может превышать 3–5 лет, поскольку большинство из них создавались "на всякий случай", для подстраховки "Единой России".

Кстати, нельзя забывать, что среди национально-государственнического блока в "Единой России" есть особое крыло, основные взгляды и политическая позиция которого в целом совпадают с позицией партия "Родина". Речь, в частности, может идти о таких видных представителях "умеренных единороссов", как Любовь Слиска, Борис Резник, Николай Безбородов, Геннадий Гудков и Александр Хинштейн, которые в свое время вошли в группу 24 подписавшихся от ЕР за отставку Михаила Зурабова. Они также могут попытаться образовать альянс "умеренных единороссов" с "Родиной". Но все-таки я думаю, что этому варианту развития событий, даже если он начнет реализовываться, не дадут ход. И дело не только в позиции влиятельных "единороссов", которые, естественно будут недовольны сближению с "патриотами". Для "Родины" в каком-то смысле такое сближение тоже не будет таким чересчур выгодным. Для лидера "Родины" Дмитрия Рогозина оно чревато утратой собственной центральной роли в партии, из-за чего его положение и на общеполитическом поле и внутри своей партии может оказаться нестабильным.

Смирнов Вильям Викторович, заведующий сектором политологических исследований Института государства и права РАН РФ.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram