24 июня в Москву с рабочим визитом прибыл Генеральный секретарь НАТО Яапп де Хопф Схеффер. В официальной повестке дня значился "вопрос региональной безопасности", но не этот вопрос стал целью визита главы Альянса в Москву. Главный вопрос, который решали президент России с главой НАТО — вопрос Приднестровья. Владимир Путин собирался поднять вопрос о скорейшей ратификацией странами — членами НАТО соглашения об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), глава Альянса увязывал этот вопрос с выполнением Россией Стамбульских соглашений 2000 г., предусматривавших вывод российских баз и вооружения из Приднестровья, а также сокращения количества тяжёлых вооружений в Грузии до установленных лимитов.
Ожидалось, что тон заявлений Схеффера по Приднестровью будет максимально жёстким, однако генсек НАТО фактически самоустранился от заявлений на эту тему. Более того, он заявил, что не видит роли для НАТО в решении молдо-приднестровского конфликта: "НАТО — не международный полицейский, и нам бы не хотелось участвовать в решении этого вопроса". Почему генеральный секретарь НАТО, ещё вчера выражавший готовность "разрешать конфликты в любой точке земного шара" и делавший максимально резкие заявления по теме Приднестровья, дал такой резкий ход назад?
Перед встречей аналитики отмечали, что Схеффер приехал в Москву с совершенно другим настроением и в совершенно других условиях, чем год назад, 8 апреля 2004 года. За этот год резко изменилась геополитическая обстановка на постсоветском пространстве, причём не в лучшую для России сторону. В целом ряде стран произошли "цветные перевороты", в результате чего правящие элиты сменили свои векторы с геополитически-нейтральных на радикально-атлантические. В Молдове ещё раньше, в конце 2003 года, не без персонального вмешательства самого Схеффера, президент страны Владимир Воронин самостоятельно сменил свой геополитический вектор, не дожидаясь инспирирования цветного переворота, и отказался от подписания предложенного Россией Меморандума Козака.
Новая власть Виктора Ющенко на Украине заняла последовательную сторону атлантической экспансии в регионе. Первым делом Киев принялся возрождать на постсоветском пространстве "санитарный блок" ГУАМ, созданный в 1997 г. при активном участии Вашингтона и Брюсселя в целях противостояния влиянию Москвы. План урегулирования молдо-приднестровского конфликта, выдвинутый президентом Украины, был откорректирован в Кишинёве настолько, что превратился в "молдавский план в украинской обёртке", по выражению молдавской газеты "Флукс". Та же газета, откровенно антироссийского направления, в своей статье не скрывает сути новой конфигурации в регионе: Киев и Кишинёв исполняют сольную партию на фортепьяно, написанную в Вашингтоне и Брюсселе.
В подтверждение этой версии, за день до визита генсека НАТО в Москву состоялся телефонный разговор между президентом Молдовы Владимиром Ворониным и секретарём Совета по национальной безопасности и обороне Украины Петром Порошенко, которые обсудили украинский план урегулирования конфликта. Молдавский президент проинформировал украинского чиновника о том, что в самое ближайшее время Кишинёв представит конкретные предложения по реализации первого этапа украинского плана, одновременно стороны договорились о том, что в самое ближайшее время состоятся встречи представителей Украины и Молдовы.
Всё для атлантической стороны складывается на редкость удачным: налицо консенсус Украины, Молдовы и стран Запада о необходимости вывода российской армии из Приднестровья и замене её международным контингентом под эгидой НАТО. Казалось бы, исход переговоров в Москве должен быть предрешён: Россия должна пойти на уступки по вопросу присутствия её войск в Приднестровье. Однако здесь вмешивается другой фактор: загнанная в угол, потерпевшая многочисленные неудачи на постсоветском пространстве за все последние годы, Россия именно в Приднестровье готова идти до последнего и брать реванш за все прошлые неудачи. Дело в том, что все участники процесса так или иначе зависят от России.
1) Россия — всё ещё сильная мировая держава, член "восьмёрки" наиболее развитых стран мира и постоянный член Совета Безопасности ООН. Попытки исключить Россию из "восьмёрки" ни к чему не приводят, и в первую очередь это исключение не нужно другим членам этого элитного клуба мировых держав. Изоляция России — страны, обладающей ядерным оружием — гораздо более опасна для Запада, чем статус России в "восьмёрке": нынешняя власть в России является гарантией от прихода к власти откровенных националистов-антизападников. Лидеры западных стран зарабатывают в своих странах политические очки на антироссийской демагогии, но, будучи прагматиками, прекрасно сознают границы подобной риторики, дальше которых дело не пойдёт.
2) В кругу западных держав не всё так просто. Сегодня не 1999 год, когда страны — члены НАТО были едины в вопросе Югославии. Коалицию стран НАТО сильно расколола война в Ираке. Россия, осудив войну, но не вступив тогда в открытую конфронтацию с англо-саксонским блоком, поступила весьма благоразумно, сохранив баланс своего влияния среди западных держав. Сегодня Владимир Путин сохраняет одинаково хорошие отношения и с президентом США Джорджем Бушем, и с лидерами континентальной Европы — Шираком, Шрёдером и Сапатьеро. Россия за последние годы научилась гораздо лучше играть на противоречиях в западном блоке.
3) Украина и Молдова в сильной степени зависят от России, в первую очередь от её энергоресурсов. Совсем недавно Украина оказалась в весьма неприятном положении, после того как возник скандал о массовом воровстве российского газа, транспортируемого через её территорию в Европу. В данном случае этот скандал захватил и Туркмению — такого же транспортировщика газа через территорию Украины. Совместный российско-туркменский демарш против Украины продемонстрировал серьёзность намерений обеих евразийских стран. Весьма сомнительны и перспективы строительства нефтепровода Одесса — Броды, на который так уповает "оранжевая" власть. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, в отличие от своего узбекского коллеги Ислама Каримова, сохраняет своё членство в ГУАМ, но не проявляет при этом особого рвения. Поэтому намерения России и Туркмении перейти на денежные расчёты с Украиной за газ вызывают такое раздражение в Киеве — бюджет Украины такого не осилит.
Что касается Молдовы — то её положение ещё более плачевно. Россия уже долгие годы является основным кредитором этой страны. Молдова до сих пор получает по льготным ценам российский газ, нефть, электроэнергию, у неё положительное сальдо в торговле с Россией. Даже хлеб в Молдове уже не первый год пекут из муки, поставляемой сюда из России в качестве гуманитарной помощи. На 1 марта 2004 г. долг Молдовы перед Россией составлял 1,2 млрд. долларов. Когда российская Дума приняла решение о введении экономических санкций против Молдовы, в самой Молдове решили, что Россия просто "понтуется". Президент Молдовы Владимир Воронин ответил на возможность санкции смехом и прибаутками. Однако сейчас, после резкого ограничения Россией импорта молдавской продукции (а подавляющее большинство молдавского импорта приходится именно на Россию) и введения с 2006 г. мировых цен на газ для Молдовы в Кишинёве умерили свой смех.
4) Наконец, командование НАТО уже сыто Балканами и не очень-то хочет таскать каштаны из огня для Молдовы, не получая от этого ничего взамен, при заранее известном вреде от интервенции. Здесь играет роль ещё один фактор — настроения самих приднестровцев. Всем известны радикально пророссийские настроения жителей этой борющейся за признание республики. Напрямую вмешаться в разрешение конфликта — значит, увязнуть в территории с откровенно враждебным населением, окончательно испортить отношения с Россией и ещё сильнее лишиться симпатий в мире.
По всей видимости, атлантический блок не отступит окончательно, но будет воздействовать на Приднестровье не напрямую, а косвенно, путём продолжения торга с Россией (в первую очередь относительно ДОВСЕ) и при соблюдении норм дипломатического этикета. Позиция НАТО о том, что Россия должна покинуть днестровский плацдарм, будет высказываться и дальше, но резких движений не последует. Владимир Путин может занести результат этой встречи себе в актив, но это не значит, что фактор североатлантической угрозы будет окончательно сведён на нет. Расслабляться нельзя.