Инициативу, выдвинутую Ющенко на саммите ГУУАМ, в России и Приднестровье встретили со сдержанным одобрением. Действительно — в проекте киевского президента не содержалось никаких конфликтных предложений, никаких посягательств на приднестровскую субъектность. Напротив — содержались такие предложения как проведение свободных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья, что вызвало раздражение на Западе, озвученное таким клиническим русофобом как Владимир Сокор: "Это предложение фактически признаёт руководство Тирасполя". И теперь Украина разворачивает свою позицию по приднестровскому урегулированию ровно на 180 градусов.
Когда же в Виннице 17 мая завершились консультации между представителями Молдовы, Приднестровья и посредниками от России, Украины и ОБСЕ, никто не мог понять, что же там происходило, какие предложения там выносились и какие решения принимались. Все ждали стратегический план от Украины, но всё казалось тайной за семью замками. Представители сторон отделывались общими, ни к чему конкретному не обязывающими фразами. Глава приднестровского МИДа Валерий Лицкай промямлил, что "у авторов плана есть интересные идеи, но, к сожалению, нет комплексного подхода". Посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин произнёс фразу о "субстантивном значении встречи" (чтобы никто ничего не понял). Министр реинтеграции Молдовы Василий Шова: "Я бы сегодня не стал говорить о федерализации или иных аспектах".
Казалось, что участники консультации всеми силами стараются избежать конфликтного противостояния и остаться в рамках переговорного процесса, храня верность джентльменскому соглашению о неопубликовании украинского плана. Однако джентльмены забыли, с кем имеют дело. Уже 20 мая кишинёвский официоз "Независимая Молдова" со ссылкой на правительственное агентство "Молдпресс" опубликовала весь украинский план, какой он есть — слово в слово.
Как отмечают эксперты Приднестровского филиала Совета по национальной стратегии РФ в экстренном выпуске газеты "Днестровский курьер", от "7 пунктов Ющенко" в новом украинском проекте не осталось ни слова. Новый план основывается на жёстком унитарном устройстве государства в рамках правового поля Республики Молдова. Так, например, в п.2 раздела 1 говорится, что окончательное урегулирование приднестровского конфликта должно осуществляться "при сохранении конституционного строя Республики Молдова", в п.1 раздела 2 статус Приднестровья определяется "на основе Конституции Республики Молдова"; закон РМ "о статусе Приднестровского региона Республики Молдова" предлагается принять на основе действующей Конституции Молдовы.
Вышеупомянутый закон "о статусе Приднестровского региона" предлагается принять молдавскому парламенту без какого-либо участия представителей Приднестровья, тем самым "правовая база" для "окончательного урегулирования" будет создана в соответствии с антиприднестровской позиции всех политических сил Молдовы. На основе этого закона кишинёвского парламента и предлагается провести выборы в "Верховный Совет Приднестровского региона", и привести этим Верховным Советом конституцию Приднестровья в соответствие с конституцией Молдовы.
В данном плане вообще не предусмотрено каких бы то ни было механизмов контроля и учёта приднестровских интересов при выработке "Закона о статусе Приднестровского региона Молдовы", что позволяет произвольно трактовать и отменять решения любого органа власти ПМР, вплоть до результатов демократических выборов, исключительно на основании их противоречия "Закону".
Сам вышеупомянутый "Закон о статусе Приднестровского региона", даже несмотря на создание "парламентской комиссии РМ при участии депутатов приднестровского регионального представительного органа", предлагается разрабатывать вообще без учёта позиции Приднестровья. Во-первых, "Верховный Совет Приднестровского региона" лишь направляет своих депутатов в Парламентскую комиссию Молдовы, очевидно, что у представителей парламента Молдовы в Комиссии будет большинство. Во-вторых, "Закон" будет приниматься парламентом Молдовы как рядовой нормативный акт, который может быть изменён или дополнен любым молдавским парламентарием.
Принятие "Закона о статусе Приднестровского региона" на основе действующей конституции Молдовы и проведение выборов в "Верховный Совет Приднестровья как региональный орган Приднестровского региона Республики Молдова" автоматически лишит права голоса десятки тысяч жителей Приднестровья, имеющих гражданство ПМР, но не имеющих гражданства Молдовы (например, граждан России, Украины и Белоруссии) и ограничит их право на участие в государственной и общественной жизни.
Функции "согласительного комитета по содействию толкованию закона", который предлагает учредить украинская инициатива, будут, по сути, формальными, поскольку закон окажется исключительно внутренним документом Республики Молдова, и его толкование будет исключительной прерогативой конституционного суда Молдовы на основании унитарной молдавской конституции.
В пункте "б" второго этапа 3-го раздела предлагается разработка целой "системы гарантий урегулирования", однако в дальнейшем всё сводится к разработке "договора между Молдовой, РФ, Украиной и ОБСЕ о гарантиях соблюдения Молдовой Закона об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова". Приднестровье исключено из числа подписантов "договора" и будет вынуждено выполнять обязательства, на которые не давало согласия.
Я думаю, на этом стоит прекратить цитирование скучных юридических формулировок. Все сказанное выше предоставляет исчерпывающую информацию о том, чем является предоставленный на Винницком совещании документ, о котором дипломаты (включая тираспольчанина Лицкая и москвича Нестерушкина) хранили достойное лучшего применение джентльменское молчание, но о котором, благодаря "преступной неосторожности" молдавских СМИ, стало известно нам.
Украину оставим в покое. Её новая роль в пьесе "Оранжевое море, оранжевое небо, оранжевый верблюд" сводится к озвучиванию предложений Кишинёва. Причём в этой написанной вашингтонскими драматургами пьесе Украина добровольно берёт на себя роль оранжевого верблюда, который будет таскать из тлеющих углей приднестровского (а вместе с ним — абхазского и осетинского) конфликта каштаны для нищих, но борзых подзаборных босяков Воронина и Саакашвили. В стремлении вылизать филейные места западным спонсорам бархатной революции официальный Киев готов предать и всю историю Киевской Руси, и историю собственной государственности (когда левобережье Днестра вместе с Тирасполем входило в состав УССР и было в 1940 году отторгнуто в пользу новообразованной Молдавской ССР), и несколько сот тысяч этнических украинцев, многие из которых лишатся даже права голоса в местные органы власти.
Поражает позиция российского и приднестровского внешнеполитических ведомств. Ни в Москве, ни в Тирасполе оранжевых переворотов вроде бы не происходило (да и не предвидится в ближайший год). У сторонников "демократического бархата" в этих странах нет какой бы то ни было существенной базы — это наглядно продемонстрировали все последние выборы. В России, напомню, ни одна из прозападных партий не прошла в Госдуму, провалились эти представители и на приднестровских местных выборах. И если позицию главы приднестровского МИДа Валерия Лицкая логически можно понять (мы, дескать, со всех сторон зажаты в оранжевом кольце, нам нельзя вести себя "слишком плохо" в тех условиях, когда Москва-заступница отказывает нам в прикрытии), то деятельность российского представителя МИДа Нестерушкина оставляет почву для грустных и пессимистичных выводов.
Россия шаг за шагом сдаёт свои позиции и в мире, и на постсоветском пространстве. Поразительно, с какой лёгкостью Москва в лице президента Путина прекратила бороться за признание законности вердикта украинской ЦИК о результате президентских выборов. Понятно было ещё тогда, что не Кучму с Януковичем сдаёт Россия, а 14 миллионов пророссийски настроенных жителей юго-восточной Украины (вместе с десятками тысяч приднестровских избирателей, отдавших Януковичу 92,5% голосов), готовых сражаться до конца, но трусливо брошенных Кремлём на произвол судьбы. Русский медведь, которым так любят пугать детей американские домохозяйки, похоже, не на шутку подвержен медвежьей болезни.
Путин ведь уже признал, что нашим базам нечего делать на территории Аджарии, сославшись при этом на "мнения" весьма загадочных "представителей генштаба России". Этому предшествовала двусмысленная позиция главы российского МИДа Сергея Лаврова, вылившаяся в откровенную капитуляцию. О решениях Госдумы по экономическим санкциям против Молдовы уже начинают забывать — не без воли "экономической составляющей" российского правительства, лоббирующей интересы крупных бизнесменов в ущерб реальным геополитическим интересам России как суверенного государства. Если верить депутату Госдумы Виктору Алкснису, то посол РФ в Молдове Николай Рябов (да-да, тот самый — ельцинский председатель ЦИК!) в разговоре с ним — главой объединённой парламентской делегации заявил о том, что:
1) России надо "поскорее" уходить из Молдовы (в том числе и из ПМР);
2) "Необходимо всеми силами блокировать принятие жителями Приднестровья российского гражданства, поскольку "в противном случае их придётся защищать".
Не спешите негодовать. В высказывании российского посла нет ничего противоречивого: Россия продолжает делать то, что делают все кремлёвские политики, начиная с Горбачёва на протяжении последних 20 лет, — сдавать, сдавать, сдавать. Иногда создаётся впечатление, что такая тактика вошла у российского руководства в привычку. Кого мне в этой ситуации больше всего жаль — так это военачальников, ответственных за армейский призыв. Какими же титаническими усилиями приходится убеждать юношей призывного возраста в необходимости защиты пределов Родины, которые когда-нибудь всё равно будут сданы трусливыми кремлёвскими михал-потапычами?