О Туркменистане у нас принято говорить исключительно как о "восточной деспотии" президента Сапармурата Ниязова. Туркменская тема, и раньше почти не заметная, теперь и вовсе отошла на задний в связи с бурными событиями в государствах Средней Азии, в Киргизии и Узбекистане. Однако, эта среднеазиатская тишина обманчива. Туркменистан, при всей его внешней "простоте деспотии" и "понятности тиранства", на поверку оказывается довольно хитро устроенным государством.
В турецкой газете "Zaman" ("Время") от 23 мая 2005 года прошло очень краткое сообщение, о том, что в Туркменистане турецкая организация "Turkey Erdemir Engineering Administration" и компания "Sehil Insaat Endustri ve Ticaret LTD Sirketi" начинают с августа 2005 года новый проект. Это строительство металлургического завода, годовой мощностью в 160 тысяч тонн, общей стоимостью в 64,5 млн. долларов. Пуск предприятия намечен на февраль 2007 года.
Это практически все, что сообщалось в СМИ об этом проекте. Одно-единственное краткое сообщение и никаких подробностей. Однако, даже из этого сообщения можно извлечь необходимую информацию. Во-первых, в современной черной металлургии заводы мощностью до 1,5-2 млн. тонн продукции в год ориентированы на выпуск высококачественной продукции высокого передела. Обычно это качественный прокат: стальной лист с гальваническим и полимерным покрытием, трубы с полимерным покрытием, профили и так далее. Особенно активно подобные заводы строятся как раз на Ближнем Востоке: в Саудовской Аравии, Иране, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах, Марокко и других странах. Большинство предприятий, в особенности пущенные в последние два-три года или находящие в постройке, оснащаются самыми современными линиями немецкой и итальянской разработки.
Металлический полуфабрикат идет на производство очень широкой номенклатуры изделий, от строительных конструкций и деталей, до предметов широкого потребления, до метизов и комплектующих. Этот товар активно экспортируется. В частности, некоторые арабские металлургические компании сумели уже завоевать очень заметное место на европейском рынке высококачественного проката.Во-вторых, несколько таких металлургических заводов, ориентированных на производство разных видов полуфабриката, резко меняют лицо промышленности и строительства страны и региона. Если раньше строительство зданий и сообружений тормозилось отсутствием качественного проката: балок, листа и арматуры (как в Афганистане сегодня), то после появления таких заводов строительство резко расширяется и значительно улучшается его качественный уровень строительной индустрии. Кроме того, выпуск машин и оборудования также резко увеличивается. Надо особо отметить, что появление производства труб резко расширяет строительство коммуникаций и крайне нужных в регионе трубопроводов.
Надо признать, что отсутствие в достаточном количестве высококачественного проката черных металлов до сего дня сильно сдерживало развитие экономики стран Ближнего Востока. Детали и конструкции, материалы для самых нужных дел приходилось закупать в развитых странах "первого мира" по баснословным ценам. Но теперь эта проблема в наиболее развитых арабских странах решена. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет и Марокко стали крупными производителями качественного проката черных металлов и не зависят теперь от "кафиров".
В положении, в каком еще 5-6 лет назад находились страны арабского Ближнего Востока, сейчас находятся государства Средней Азии. Во время нахождения в СССР экономика среднеазиатских республик развивалась путем максимального развития какой-то одной отрасли: хлопководства в Узбекистане, животноводства в Киргизии, нефтегазовой отрасли в Туркменистане, черной и цветной металлургии в Казахстане. Причем, характер этого развития в общем был сырьевой, а не товарный. Хотя и в районе Ташкента, Бишкека, Душанбе, Алматы были созданы крупные промышленные центры, производившие широкую гамму высокотехнологической продукции. Однако, эти предприятия размещались здесь по причине наличия здесь больших трудовых ресурсов, и снабжались качественными полуфабрикатами из РСФСР. Во время независимости многие связи прервались, и странам Средней Азии стало отчетливо не хватать целого ряда сырья и полуфабрикатов, в том числе и высококачественного проката.
Туркменистан имеет выгодное положение для такого завода-катализатора. Скорее всего, предприятие будет построено на берегу Каспийского моря, что даст возможность завозить полуфабрикат для дальнейшего передела из Ирана, Казахстана и России. Страна соединена железными дорогами со всеми основными потребителями продукции в регионе. С Афганистаном налажены прочные транспортные связи, которые резко укрепятся после строительства железной дороги Мешхед Герат Кандагар Пешавар. Более выгодного места для завода просто не найти.
Правда, со строительством этого завода шансы для российских компаний в участии в рынке региона будут неуклонно падать. Руководителей российских компаний тоже можно понять, если они стремятся работать там , где платят. Однако, то, что сегодня в Средней Азии можно получить почти даром, просто путем прихода на рынок, завтра придется оплачивать по полной цене, брать в конкурентной борьбе. Пока же российская власть гордится исключительно своим "умением" выплачивать внешние долги за счет средств Стабфонда. По замыслу кремлевских финансистов , это "должно позволить стерилизовать огромные суммы денег, потратив их с пользой, и в то же время, за пределами страны".
А теперь о политических сторонах дела. Строительство металлургического завода, а также ряд других инвестиционных проектов, ясно показывают, что между Туркменистаном и Турцией существуют прочные и долгосрочные отношения, нацеленные на перспективу. Компания "Sehil Insaat Endustri ve Ticaret LTD Sirketi" в 2001 году получившая подряд на строительство школы и детского сада, получила этот подряд от президента Туркменистана (причем в выполнении компании содействовали такие высокие органы, как Генеральная прокуратура Туркменистана, Государственная пограничная служба, Министерство национальной безопасности и Верховный суд Туркменистана). Учитывая закрытость Туркменистана и то, что сообщения в прессе являются только вершиной айсберга, можно только догадываться о масштабах туркменско-турецких связей. В любом случае, такое содействие турецкой компании со стороны верховных органов власти в Туркмении не является случайным.
Скорее всего, в этой активной деятельности турецких компаний прослеживается политика более глубокая и дальновидная Турция, очевидно, старается обеспечить себе долгосрочное влияние среди новообразованных тюркских государств Закавказья и Средней Азии: Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана и Киргизии, и в этом деле Туркменистан выполняет роль своего рода плацдарма для развития этого влияния. Это дело само по себе выгодное, ибо это страны развивающиеся, или с бурно растущей экономикой, или с потенциалом бурного развития, с большими запасами сырья, топливно-энергетических ресурсов, это сами по себе большие рынки сбыта. Один только проект трубопровода Баку-Джейхан давал Турции значительные преимущества и выгоды, как в доходах от транспортировки углеводородов, так и от возможности диверсификации поставок нефти и газа (что делало Турцию менее зависимой от позиции российских компаний "Газпрома" и "ЛУКОЙЛа"), а также в возможности совместной поставки топлива в третьи страны: Ливан, Сирию, Иорданию.
Для Турции это выгодно и политически. Вступление в Евросоюз и активное участие в европейских делах, бесспорно, для Турции выгодно, и увеличивает ее авторитет. А если Турция получит еще и серьезное влияние в Средней Азии, то возможности Турции на мировой политической арене станут очень значительными, и с ее позицией невозможно будет не считаться. Надо еще и отметить, что развитие турецкого влияния в Средней Азии и в каспийском регионе объективно противоречит американскому плану "Большого Ближнего Востока".
Удивительно то, что в России роли Турции уделяется очень мало внимания. Практически не ведется исследование развития турецких экономических проектов, как в России, так и в сопредельных странах, не ведется изучение развития турецкого культурного и политического влияния. Мы не видим всей картины в целом, и потому у нас отношения с Турцией сводятся к какому-нибудь одному вопросу. В середине 90-х годов это была проблема чеченской диаспоры, в конце 90-х годов это стала дискуссия вокруг проекта "БДТ" о том, будут ли загружены российские нефтепроводы, а в 2000-е годы это стал вопрос о судоходстве в Босфорском проливе. На таком основании прочных отношений не построить. И поэтому турецкую активность в Закавказье, Средней Азии, Ближнем Востоке мы никак не можем повернуть в свою пользу.