Несостоявшийся переворот в Новороссийском порту

В преддверии общего собрания акционеров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) борьба за контроль над крупнейшим по грузообороту портом России достигла своего пика.

НМТП обеспечивает более 30% российского портового оборота. Согласно данным РСБУ, его выручка за 2004 г. составила $150 млн, EBITDA — около $70 млн, грузооборот превысил 70 млн. т.

Основные акционеры (на дату закрытия реестра для годового собрания акционеров в 2005 г.): ФК "Уралсиб" — 33%; "Группа "Дело" и менеджмент порта — 24%; Правительство РФ — 20%; ОАО "Инвестсбербанк" — 11,6%. Остальные акции — у трудового коллектива и пенсионеров.

По сообщению пресс-службы НМТП, 19 мая имела место попытка незаконного отстранения генерального директора Владимира Ковбасюка. Все началось с того, что 14 мая он освободил от должности своего первого заместителя Игоря Вилинова. В ответ на это часть членов совета директоров компании объявила о смещении гендиректора "в связи с возбужденным против него уголовным делом" и назначении Вилинова новым "вр.и.о.". Впрочем, обосновывающие это документы до сих пор не представлены ни общественности, ни самому Ковбасюку.

На следующий день охрана, усиленная прибывшей из Москвы "бригадой" "качков", не пустила гендиректора на территорию управления порта. Лишь 20 мая благодаря вмешательству депутатов Государственной Думы РФ и поддержке органов правопорядка Ковбасюку удалось пройти на свое рабочее место. После этого он отдал приказ об увольнении Вилинова и ряда других руководителей предприятия и начал служебное расследование в отношении их деятельности.

По предварительной информации, Вилинов украл у порта более 13 миллионов долларов США, переведя их через вексельные операции на счета подставной кампании — некоего ООО "Кариатида". Собранные в ходе служебного расследования материалы будут направлены в прокуратуру с целью возбуждения уголовного дела.

По нашей информации, события на НМТП связаны с классической коллизией постсоветской экономики. "Заезжие варяги" в лице "Инвестсбербанка" (бывший "Русский генеральный банк") намерены получить контроль над одним из самых благополучных предприятий юга России. Действуя при поддержке другого крупного акционера — ФК "Уралсиб", банкиры начали агрессивную скупку акций. Вероятно, толчком к этому стало то, что в текущем году государство намерено продать свой пакет акций НМТП.

По некоторым данным, "Инвестсбербанк" и его партнеры из "Уралсиба" стремятся обеспечить себе контрольный пакет акций НМТП для того, чтобы затем разделить его единую структуру на семь отдельных "юридических лиц" с целью дальнейшей распродажи по частям иностранным структурам. Неслучайно первым шагом к реализации этих планов стала попытка отстранения генерального директора НМТП. Все последние годы Ковбасюк стоял стеной на пути продажи госпакета акций. Одной из причин тому была его биография. За тридцать четыре года работы на предприятии Ковбасюк прошел все ступени трудовой лестницы, а последние девять лет возглавляет знаменитый порт.

Наверное, лучшим показателем цинизма тех, кто затеял авантюру вокруг НМТП, является то, что их попытка уволить лауреата премий "Лучший менеджер года", "Национальный Олимп", "Всероссийская национальная премия им. Петра Великого" была совершена в преддверии 160-летнего юбилея порта. Чем не лучшее доказательство того, что славные традиции порта и его будущее им глубоко безразличны?

Трудно преувеличить опасность затеянной авантюры. Ведь НМТП — не только градообразующее предприятие Новороссийска и один из главных доноров бюджета Краснодарского края. Это — "южные ворота" России. Через терминалы НМТП проходит 20% от общего экспорта нефти и нефтепродуктов. Утрата контроля над "южными воротами" России будет означать угрозу для ее национальной безопасности.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram