Что на самом деле происходило 13-14 мая 2005 в узбекистанском городе Андижан, мы пока можем только догадываться. Ещё рано делать окончательные выводы на основе той противоречивой информации, которая имеется в нашем распоряжении.
Тем не менее, даже этой информации достаточно для того, чтобы обратить внимание на некоторые странности (или закономерности) организации кровавых событий в этом городе Ферганской долины, отличающейся, как известно, своим особым отношением к исламским традициям, в том числе и к бизнесу по-исламски.
Прежде всего, просто бросается в глаза факт запланированной организации массового выступления населения города, когда в качестве повода использовался судебный процесс над группой лиц (23 человека), обвинявшихся властями в причастности к подпольной исламской организации "Акрамийя".
Примечательно, что ещё 10 мая информационное агентство ВВС сообщило о том, что сотни жителей Андижана вышли на улицу в защиту обвиняемых в принадлежности к движению "Акрамийя" ("Акромийя"), отколовшегося в 1996 году от известной исламской группировки, "Хезб-ут-Тахрир". Основателем нового движения был назван бывший член "Хезб-ут-Тахрир", андижанский бизнесмен Акрам Юлдашев, отбывающий в настоящее время тюремное заключение за пропаганду своих взглядов. Он создал новое движение, т.к. считал, что тактика "Хезб-ут-Тахрир" была разработана на Ближнем Востоке и потому не подходит к условиям Центральной Азии, где исламское правление (это естественная цель движения) нужно устанавливать прежде всего на местах, а не в центре. Юлдашев якобы добивался признания своей организации властями, чтобы иметь возможность открыто распространять новую идеологию. О каких-либо призывах Юлдашева к свержению режима или силовым действиям против власти не упоминалось. Хотя официальные власти Узбекистана придерживаются иной точки зрения.
Акция в защиту 23 молодых подсудимых, являющихся бизнесменами, была организована 10 мая особенно торжественно. Люди надели свои праздничные одежды и принесли запасы еды. Протест против неправомерных, по мнению оппозиции, действий властей проходил мирно и на редкость дисциплинированно. Женщины выстроились по одной стороне улицы, мужчины — по другой, для женщин установили длинные скамейки. Толпу сопровождала неофициальная охрана и даже "человек с видеокамерой" — чтобы не допустить нападения сотрудников милиции, которые время от времени проезжали мимо протестующих, но не вмешивались в происходившее.
Позднее, 11 мая, появились сообщения ВВС уже о 2000 демонстрантах. Власти же согласились с цифрой 500-600 человек. При этом было отмечено, что данный судебный процесс начался 11 февраля 2005 г. и во все дни судебных заседаний к зданию андижанского городского суда приходили толпы людей. Сначала около 100 человек, затем, на протяжении более двух месяцев — от 200 до 500 человек, что являлось якобы не протестом, а выражением "своего небезразличия к судьбе подсудимых".
Как бы там ни было, а люди в Андижане начали организованное массовое сидение (вспомним скамейки) протеста именно 10 мая. На следующий день после праздника Победы! Возможно, что организаторы этой массовой акции действительно намеревались использовать послепраздничные дни как наиболее подходящие для выражения своего недовольства внутренней (да отчасти и внешней — из-за активного сотрудничества с США и Израилем) политикой властей, не способной, как показал многолетний опыт, к решению социальных проблем в государстве. Это, впрочем, относится и к другим лидерам СНГ.
Можно предположить, что в Андижане действительно планировалось организовать массовое движение протеста, которое переросло бы впоследствии в очередную цветную революцию. По крайней мере, лидер узбекской оппозиции, председатель Демократической партии Мухаммед Салих заявил, что хочет перенять грузинский опыт революционной смены власти. В телефонном интервью из Осло грузинской телекомпании "Мзе" он смело сказал в разгар трагедии: "Мы сейчас работаем над тем, чтобы перевести процессы в мирное демократическое русло. Мы делаем все, чтобы перенять опыт мирных революций в Грузии, Украине и Киргизии". М.Салих подчеркнул, что события в Андижане — это не исламская революция, "не восстание исламистов, а восстание простых людей, которым надоел режим Каримова. Каримов делает все, чтобы подавить это восстание самым кровавым образом". Правда, нам представляется, что к "восстанию простых людей" события в Андижане имеют лишь опосредованное отношение.
Интересно также замечание, которое сделал в связи с андижанской трагедией бывший посол Великобритании в Узбекистане (в 2002-2004 годах) Крейг Мюррей. По его мнению, ситуация в Узбекистане не перерастет в революцию из-за того, что узбекская власть отличается жесткостью. "Народ испытывает недовольство, — сказал он, — однако я не думаю, что ситуация будет развиваться по киргизскому, грузинскому или украинскому сценарию". Беспорядки в Узбекистане вряд ли перерастут в массовое восстание, как в других бывших советских республиках, из-за "жестокости" узбекских властей, сказал Крейг Мюррей в субботу вечером, 14 мая.
Хорошо информированный и знающий своё дело английский политик Крейг Мюррей подчеркнул также, что западные страны и США мирились с репрессивным режимом президента страны Ислама Каримова потому, что последний позволил США разместить на узбекской территории авиабазу, а также потому, что США заинтересованы в азиатских топливных ресурсах. Он предложил изменить позицию Запада и "призвать к проведению досрочных и справедливых выборов" в Узбекистане. Хорошее предложение умного политика, понимающего, что режим Ислама Каримова надо менять самим, пока его не сменили без ведома Запада. И он предлагает мусульманскому населению Узбекистана демократический исламский вариант Турции. Очень интересная точка зрения.
Если в Узбекистане действительно планировалось что-то похожее на грузинский или даже киргизский варианты, то как получилось, что пролилась кровь сотен в большинстве своём невинных людей? Причём кровь пролили первыми не власти, а иные силы. Те, кто захватывал оружие, заложников и освобождал тысячи заключенных, убивая при этом сначала солдат и охранников. Неужели они действительно наивно рассчитывали на мягкость Ислама Каримова, зная его нрав? Это случайность? Просчёт организаторов? Или сознательная акция, направленная на дискредитацию И.Каримова как кровавого диктатора и врага Ислама? Ответы мы получим позже. А пока за эти политические игры расплачивается, как всегда, народ. Причём, уже собственной кровью. И далеко не добровольно. Многих даже из тюрем "освободители" выводили насильно.
Часть организаторов и участников вооруженного противостояния с властями, по всей видимости, ушли вместе с беженцами по запланированному пути отхода в Киргизию. Беженцев на границе с Киргизией либо вообще не проверяли, либо совершенно формально просматривали документы. (В то же время киргизские власти как будто делали заявления, что киргизские пограничники не будут пропускать на свою территорию вооруженные отряды с узбекской стороны, членов террористических организаций и уголовные элементы.) Примечательно, что новыми руководителями Киргизии (часть из которых — выходцы из Ферганы), поддерживаемыми США и Россией, были организованы акции в поддержку узбекистанской оппозиции.
Возможно, что при отходе в Киргизию андижанские мятежники организовали 14 мая массовые волнения в городе Карасуу. Корреспондент Узбекской Службы Радио "Свобода" Елмурад Юсупалиев поспешил назвать это "настоящей революцией", в результате которой хоким (губернатор) узбекского города Карасуу захвачен в заложники, а власть перешла к народу. Тоже примечательно! Этот город, где, кстати, расположен один из самых больших базаров в Ферганской долине, разделён на две части узбекско-киргизской границей, а точнее пограничной рекой, мост через которую был давно разрушен, но 14 мая он был очень быстро восстановлен. В такой обстановке действительно намного легче уйти от преследователей. Особенно, если пользоваться поддержкой своих сторонников на киргизской стороне, где проживает около 800 тыс. узбеков, многие из которых симпатизируют оппозиции, особенно исламски ориентированной.
Трагедия в Андижане это верхушка айсберга. Потому вызывает удивление заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сделанное им в воскресенье (15 мая), об участии в андижанских событиях различных группировок из Афганистана, связанных с талибами. Уж слишком всё просто, не говоря о том, что делать акцент на проблеме талибов в данном случае вообще некорректно! Исламские организации в Средней Азии существуют давно и некоторые из них имели контакты с талибами. Но ведь и с европейскими центрами у них есть контакты. А это уже посерьёзнее. Кстати, если СМИ сообщают правду о недавней акции протеста узбекских членов "Хезб-ут-Тахрир" в Лондоне, то возникает вопрос а как они туда попали? А вот об этом говорить не принято!
Не получилось бы так, что охрана российского посольства в Ташкенте будет вскоре поступать так же, как сегодня служба безопасности посольства Израиля, которая со страха стреляет в прохожих, подозревая в них мусульман-смертников. А потом уже выясняет личность убитого. 13 мая израильтяне убили человека около своего посольства (а не на его территории). Именно в тот день, когда обострилась ситуация в Андижане!
На их счастье, СМИ разумно объявили убитого русским, назвав даже его имя Георгий Александров, назвав его при этом человеком без определенного места жительства, попросту бомжом, т.е. существом, до которого никому нет никакого дела. Назови они его мусульманином, неизвестно, как бы стали развиваться события в Андижане и во всем Узбекистане.
Кровь в Андижане пролита. И родственники погибших за неё будут мстить. В том числе и военным, повинным в гибели людей. Тем более, что они стали крайними. И якобы действовали без приказа стрелять на поражение. Как поведёт себя армия в следующей кризисной ситуации, когда снова потребуется действовать жестко, сказать сложно. Похоже, что организаторы андижанской трагедии, кто бы они ни были, достигли больших успехов в деле ослабления режима Ислама Каримова. Наверное, президенту Узбекистана придётся поделиться властью с Ферганой…во имя торжества демократии.