По случаю "Дня Европы" глава Представительства Европейской Комиссии в России организовал 10 мая 2005 года прием в Государственном музее им. А.С.Пушкина. На приеме, проходившем по стандартной для таких мероприятий схеме, была проведена стремительная пресс-конференция Президента России Владимира Владимировича Путина, председателя Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу и Премьер-министра Люксембурга Жана-Клода Юнкера. Отечественные и зарубежные информационные каналы достаточно широко осветили данное мероприятие, отметив единодушие главы российского государства и лидеров Европы по вопросам обсуждения и подписания "дорожных карт".
Сразу после этой пресс-конференции "дорожные карты" стали достоянием гласности и открыты для прочтения на президентском сайте. Что можно сказать о некоторых следствиях, которые становятся фатально-предопределенными для российских политиков в силу обязательств, взятых нашей страной на прошедшем саммите?
Первое положение касается утверждения, что Россия признает совместно с европейскими странами необходимость создания и совершенствования общества, основанного на знаниях. Казалось бы, ничего особенного в этом тезисе нет. Европа всегда, особенно в последние 150 лет, делала и делает все, чтобы планировать свое общественное развитие на основе знаний, в том числе и знаний об обществе. Для России же признание этого тезиса означает решительное перераспределение информационного пространства в пользу науки и отказ от общественных предрассудков: фобий, мифов, вымыслов, журналистских интерпретаций и общественного мнения.
Для нас этот перманентный процесс Просвещения есть дело необычайной сложности. Истину, как продукт и состояние знания, мы не разучились еще добывать, но делать основанием общественного строительства пока совсем не умеем. Однако делать это нужно необходим радикальный прорыв в области институализации современной естественной и гуманитарной науки.
Следовательно, требуется существенное ограничение в пользу истины от "шоу-программ" и "аншлаг-культуры", распространяющих "массовое замутненное сознание российской нации". Борьба за перераспределение информационного пространства в пользу знаний и науки предстоит не шуточная. Можно предположить, что предстоит бюджетная борьба не менее острая, чем в сферах ликвидации организованной преступности и терроризма, совершенствования процессов миграции населения, современного рынка труда и образования.
Вторая сверх-задача для России, определенная "дорожными картами" принятие европейского стандарта, именуемого "верховенство права". Это коллективная, совместная работа в коридоре единой "законодательной стратегии" и постоянного мониторинга процесса интеграции России в единую Европу. Опять-таки, эти положения предельно просты и понятны европейцам, но невероятно трудные для выполнения российской стороной.
Европейцы живут всегда в проекции перспективы, соразмерности ресурсов и проблем; они неукоснительно стремятся выполнять права человека как базисного условия экономического процветания. Для России задача построения "правового государства" пока осталась задачей будущего. Жизнь на основании "верховенства права" для нас явление хотя и желанное, но требующее невероятных усилий. Правовой порядок нам еще предстоит создать.
Я не буду перечислять многие другие новеллы "дорожных карт". Это может сделать любой гражданин России или Европы, прочитав принятые на днях документы. Мне представляется достаточным выделить эти два момента становление российского общества на знаниях и принципе верховенства права, чтобы сделать некоторые политологические обобщения и прогнозы.
В контексте выделенных параметров знания и право, становится окончательно ясной и последовательной логика действий Президента России В.В.Путина, представленная посланием Федеральному Собранию и гражданам России в апреле. Демократический дискурс, предложенный для реализации политикам и гражданам страны, нашел свое "материальное" воплощение в системе обязательств страны перед Европейским Союзом.
Вопрос встает только: надолго ли это курс на Европу? Сумеем ли справиться? Не передумаем ли?
Думаю, что ответа на эти вопросы, нет ни у кого, поскольку никто сегодня достоверно не знает, что происходит в стране и со страной в целом. Есть подходы, есть эпатажные статьи отдельных ученых и журналистов, а системного, устоявшегося и устойчивого знания про страну нет. Одни говорят "Результат есть, а счастья нет". Другие убеждают нас в гипотетической "устойчивости развития". Но никто не объясняет, почему дорожает все и повсюду. И это очень плохо. Неведение как незнание к добру не приведет.
Однако, отчаиваться не надо. Известно, что знание появляется из незнания. Даже понимание общей ситуации незнания является глубинным импульсом становления и институциализации знания, в том числе и знания об обществе.
Точно так же разрешится ситуация и с правом. Тезис Ф.М.Достоевского " Я же право имею" это тезис про нас, русских. Мы его, право, культивируем и несем в себе и с собой постоянно. Надо только разобраться с тем, что такое "наше право". Только после этого надо строить законодательные стратегии, исходя и запретов, защищающих и организующих "наше право". А не сооружать абстракции, оформляя их в виде предложений и инициатив законодательных и околозаконодательных экспертов и политиков.
В любом случае ждать остается недолго. Предстоящее Бюджетное послание президента все расставит на свои места. Если государственные ресурсы страны будут скоректированы в пользу институтов науки и правовой реформы, значит, процесс интеграции в Европу пошел. Если же в поддержку 40-45 общественных новелл, предложенных президентом Федеральному Собранию в апреле, будет выделено не меньше средств, чем на театрализованное празднование Дня Победы, то мы можем надеяться.
Если же таковых условий не удастся реализовать в Бюджетном послании на 2006 год, то вместо аплодисментов, которыми парламентарии 27 раз прерывали речь президентского Послания не в тех местах, где по смыслу и логике доклада это необходимо было делать, мы можем получить соловсем иное. Это будет неуемное политическое сопротивление российского "политического класса" всем четырем "дорожным картам", да и всей Европе в целом.
Сценарий "провала дорожных карт" подробно прописывать не надо. Воспетые пропагандистами "дорожные карты" в Европу без осмысленной финансовой и организационной поддержки российских властных структур очень скоро будут напоминать наши отечественные автомобильные карты. Путеводители, столь во многом ошибочные, сколь не точные. По этим картам можно проехать без опаски только при сопровождении полиции. А, значит, надо придерживаться неизведанного пути уже не на основе знаний. И, тем более, не на основе "верховенства права".