Очередное Послание к Федеральному собранию - это ежегодное действо. Своего рода мини-программная речь, в которой подводятся итоги прошедшего периода и указываются вехи намеченного на ближайший год. Послание — одно из знаковых выступлений политического года. В отличии от обращений президента к народу в экстренных случаях, оно всегда носит глобальный характер.
Российский политикум с нетерпением ожидал президентского Послания. И дождался, чтобы осознать: нынешняя российская власть расписалась в собственной слабости, недальновидности и бессилии.
В обращении президента не подводились итоги реализации проектов, четко обозначенных в предыдущих Посланиях. В первую очередь — планов удвоения ВВП и укрепления вертикали власти. Они просто не упоминались, как будто их и не было. Власть фактически призналась в невозможности выполнения поставленных ею же самой задач.
Из вчерашнего Послания хорошо видно, что либералам удалось запугать власть. Их атака на путинский режим, особенно усилившаяся в последние месяцы, видимо, всерьез испугала Кремль. Прежде всего, возможностью развития ситуации в стране по "оранжевому сценарию". И власть не нашла ничего лучшего, чем пойти на поводу у либеральной оппозиции, провозгласив ее принципы в качестве приоритетов ближайшего будущего. В итоге Послание президента прозвучало как обращение скорее не к собственному народу, а к неким "третьим силам".
Однако любому думающему человеку очевидно: ни либеральному крылу, ни ставящей на него власти в обозримом будущем не добиться в России даже самой умеренной популярности. Взгляды и потребности россиян четко проявляются как в результатах любых мало-мальски честных соцопросов, так и — что гораздо важнее — в голосовании на выборах. Стоит лишний раз напомнить, что ни одна из политических партий, провозгласивших своими идеалами либеральные ценности, не сумела преодолеть необходимый для попадания в Госдуму пятипроцентный барьер.
Показательно, что в ситуации, когда против России как самостоятельного государства в нынешних границах как минимум с двух сторон — исламистских радикалов и американоцентричной "либеральной империи" — ведется открытая война; когда Россия только что потерпела на постсоветском пространстве жесточайшее геополитическое поражение; когда внутри РФ пышным цветом цветут различные экстремистские течения, цель которых — развал страны; когда действия правительства вызывают массовое недовольство и социальные конфликты, а намеченные им реформы здравоохранения, образования, ЖКХ, местного самоуправления и так далее грозят возникновением полного хаоса уже в масштабах всей страны — так вот, на этом фоне президент делает главной темой своего Послания укрепление демократии в России.
Какую демократию он собирается укреплять — не вполне понятно. Наши западные "партнеры" уже неоднократно доказали, что понимают под ней только то, что служит их целям. Но эти цели, как правило, идут вразрез с национальными интересами России. Ярким примером такого отношения стала западная оценка "революций" в Грузии, на Украине и в Киргизии. Выходит, президент связывает "укрепление демократии" с дальнейшим ослаблением государства и вертикали власти, которую призывал крепить еще год назад.
Вместо пропаганды в государственных СМИ государственной же политики и идеологии президент заявил о необходимости усилить свободу слова. Жалуясь на колоссальную смертность от употребления спиртных напитков, Путин предложил бороться с этим, пропагандируя здоровый образ жизни. В конце своего выступления он уделил довольно много времени описанию плачевного состояния нравственности и духовных ценностей, необходимости их возрождения, — но не указал, правда, ни одного механизма достижения этой цели. Если не считать, конечно, того, что в Послании президент вывел регулирование морали, нравственности и художественных ценностей за пределы полномочий государства.
Владимир Путин определил в качестве стратегических целей страны необходимость привлечения инвестиций. И это при наличии огромных золото-валютных ресурсов и Стабилизационного фонда, который наше правительство не знает, куда потратить. Касаясь взаимоотношений с соседями, президент отметил, что Россия заинтересована в укреплении их экономики и международного авторитета, и даже должна перенимать их опыт. Если учесть, что международный авторитет Грузии и Украины после совершенных там государственных переворотов, безусловно, возрос, из слов главы государства следует, что все это соответствует интересам России.
Гарант Конституции провозгласил снижение сроков оспаривания приватизационных сделок с 10 до 3 лет, амнистию капиталов и отмену налога на на наследство. Вспомним, что основные приватизационные сделки состоялись в 1993-96 гг. Понятно, что все разговоры об облегчении участи населения — не более чем отговорки. Отметим, что трехлетний срок оспаривания приватизационных сделок заканчивается в 2008 году. Выходит, эти меры направлены исключительно на то, чтобы закрепить последние результаты передела собственности до окончания срока президентских полномочий нынешнего хозяина Кремля.
Очевидно, что предложенная схема амнистии капиталов ни в коей мере не приведет к возвращению в Россию вывезенного за рубеж, поскольку вывозились все эти средства совсем не для того, чтобы быть возвращенными назад. Зато может быть легализован практически весь кровавый, мафиозно-бандитский капитал.
Безосновательно оправдывать заботой о народе и предполагаемую отмену налога на наследуемое имущество. Наибольшую выгоду от этого получат владельцы не скромных садовых домиков, а фешенебельных замков и коттеджей, в том числе отстроенных в водоохранных зонах. Российское правительство почему-то категорически не готово обсуждать принцип прогрессивного налогообложения, начиная с доходов существенно выше среднего уровня жизни. Видимо, по той причине, что истинные цели инноваций далеки от декларируемых.
Впрочем, либеральная идеология президентского Послания не станет неожиданностью, если еще раз провести уже неоднократно проведенные параллели между современной ситуацией и событиями конца восьмидесятых-начала девяностых. После знаменитого письма Нины Андреевой последовала попытка отката власти в сторону, указанную теми, кто инспирировал эту историческую публикацию. Все мы хорошо помним, к чему это привело.
Похоже, что устами президента был вынесен приговор нынешней российской власти.