По сообщениям ряда российских и зарубежных СМИ, главной темой бесед госсекретаря США Кондолизы Райс с президентом РФ В.Путиным и другими должностными лицами страны являлась передача под международный контроль ядерных арсеналов России. Сегодня мы публикуем на нашем сайте эксклюзивное интервью с генералом Владимиром Белоусом, одним из ведущих экспертов России в области ракетно-ядерного оружия.
АПН. Владимир Семенович, что скрывается за визитом госпожи Райс? Может быть, явные стремление США установить контроль над стратегическими ядерными силами (СЯС) России?
В.Б. Кондолизу Райс я знаю еще с тех времен, когда она была ректором университета. Я тогда работал в Комитете ученых за глобальную безопасность, и мы ездили в США. Американские ученые тоже приезжали к нам в Москву. Тогда я и познакомился с Кондолизой. Она довольно решительная, жесткая женщина, достаточно хорошо говорит по-русски.
Анализ публикаций в открытой печати о визите К.Райс не свидетельствует о том, что именно тема стратегического контроля была предметом обсуждения. Можно предполагать, что речь идет о контроле за безопасностью ядерного оружия. На Западе часто муссируется вопрос о том, что в России еще недостаточный контроль за состоянием ядерных боеприпасов и особенно расщепляющихся ядерных материалов. Это для них, как дежурное блюдо, которое нередко подается на стол политиков. Считаю, что СЯС России не нуждаются в дополнительном контроле.
АПН. Не объясняется ли стремление усилить контроль над СЯС масштабными работами по проектированию и испытаниям новейших средств доставки ядерных боеголовок с использованием космоса?
В.Б. Надо разделить космос и создание гиперзвуковых летательных аппаратов. Американцы действительно рассматривают космос как будущий театр военных действий. Они его используют для размещения там информационно-разведывательных средств. Опто-электронные и радиолокационные системы ведут контроль надземного пространства. Кроме того, все время поддерживается система предупреждения о ракетном нападении. Ее спутники размещаются на геостационарной орбите и их основная задача — обнаружение стартов ракет.
В США разрабатывается программа размещения лазерного оружия сначала на Боингах 747. Такое оружие воздушного базирования должно войти в строй к 2012 году. К этому же времени стоит задача начать испытания системы лазерного оружия космического базирования и развернуть его к 2020 году. Однако на сегодняшний день пока реальны лазеры воздушного базирования. К 2007 году США намерены приступить к их испытаниям. Первая эскадрилья из семи Боингов к этому времени должна начать функционировать.
Программа модернизации крылатых ракет предусматривает значительное увеличение скорости полета. Сверхзвуковые ракеты могут быть в обычном и ядерном снаряжении. Разработки ведутся уже сейчас, но серийное производство — дело далекого будущего.
АПН — Милитаризация космоса усилит ПРО США, поэтому, не поспешила ли Россия с ликвидацией боевых железнодорожных комплексов (БЖРК), ракеты которых способны преодолеть любую ПРО?
В.Б. У нас было 36 установок БЖРК(1) с твердотопливными ракетами украинского производства. России осваивать сейчас производство этой дорогостоящей системы экономически очень сложно. Поэтому усилия сосредоточены на "Тополе-М"(2). Производится около 6 ракет в год. На боевом дежурстве стоят 4 полка. С точки зрения экономической нужно сосредоточить усилия на производстве этих комплексов и одновременно разрабатывать для "Тополя-М" разделяющиеся головные части. Для этого есть научный и производственный потенциалы, кадры и огромный, бесценный опыт отечественного ракетостроения. Вопрос о возрождении БЖРК в новом варианте пока не стоит. Главное для России — создать ракетную "тополиную" группировку, что и делается для обеспечения национальной безопасности. Темпы могли быть и более скорыми, но они диктуются экономическими возможностями страны.
Наша справка: Владимир Семенович Белоус окончил с отличием инженерный факультет Военной академии РВСН имени Ф.Э.Дзержинского по специальности "специальное вооружение", кандидат технических наук. Работал в Центре научных исследований Комитета ученых за глобальную безопасность, возглавлял Центр международных и стратегических исследований, в настоящее время — ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН. Автор многих научных работ, публикаций и книг по военно-техническим и военно-политическим проблемам.
Максимальная дальность стрельбы -10 100 км. Стартовая масса ракеты — 104,5 т.
Всего было выпущено более 200 ракет РТ-23 всех модификаций. 36 ракетных комплексов на железнодорожных пусковых установках несли боевое дежурство в ракетных дивизиях в районе станции Василек под Костромой, Гладкой Красноярского края и Бершети Пермской области. С 1991 года комплексы находятся в пределах станций на пристанционных путях на удалении 20 километров, меняя пункты своих стоянок. В соответствии с Договором СНВ-2, комплексы РТ-23 подлежат ликвидации, а производство их не может быть возобновлено на Павлоградском заводе, расположенном на территории Украины.
2. "Тополь-М" — универсальная трехступенчатая твердотопливная МБР для шахтного и мобильного грунтового видов базирования. Оснащена моноблочной ГЧ. Комплекс в шахтном варианте поставлен на боевое дежурство 27 декабря 1998 года. Серийное производство развернуто на Воткинском заводе.
Максимальная дальность стрельбы — 10 000 км. Стартовая масса — 47, 1 т. Масса головной части — 1,2 т.