Вчера стало известно о "симметричном ответе" США на масштабные планы энергетического сотрудничества России и ЕС. Напомним, что партнеры собирались построить крупный газопровод для транспортировки газа по Балтийскому морю непосредственно на европейские рынки. Немецкие эксперты особо отметили, что этот новый маршрут означает потерю "особого транзитного статуса"Украины, которая теперь в своих внешнеполитических и экономических ориентирах следует за Вашингтоном.
Посол США в России Александр Вершбоу немедленно озвучил цену российско-американской энергетической дружбы. "Американские компании могут предложить российским компаниям технологии по производству СПГ, мощности по его приему и регазификации и даже звонкую монету, — сказал А.Вершбоу, выступая на российско-американском семинаре по сжиженному природному газу, организованном грефовским Центром стратегических разработок. — В ответ Россия должна предложить гарантии доступа к запасам газа на долгий срок". Тем самым, Северо-Американские Штаты показали, что видят в России надежного партнера на уровне комедийного Шуры Балаганова. Недотепы-порученца, от которого заокеанские бендеры за каждый съеденный витамин будут требовать много разных обязательств. Перефразируя известную поговорку, длинное выступление посла в "Александр-хаузе" можно свести к одной фразе: "У вас и газ пожиже, и статус пониже…"
Эксперты отмечают, что, помимо очевидной американской реакции раздражения на растущую энергодружбу между Россией и ЕС, беспрецедентное заявление посла США является попыткой надавить на российские власти. Не случайно, что этот демарш был сделан прямо перед принятием новой редакции закона "О недрах, ограничивающей доступ иностранных инвесторов к стратегическим месторождениям. Через несколько дней Министерство природных ресурсов опубликует свои поправки к закону о недрах, где и будут изложены основные принципы отнесения месторождений к стратегическим запасам. Главные вопросы, волнующие западные компании, — каким образом будет регламентирована регистрация западных добывающих компаний в России и каким образом будет обеспечен доступ к стратегическим запасам миноритарных акционеров (таких, например, как американская ConocoPillips).
Как известно, в настоящее время вступили в заключительную фазу переговоры "Газпрома" с потенциальными участниками гигантского Штокмановского проекта, ориентированного на поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Северную Америку,. По информации АПН, ближайшие один- два месяца будет приянто окончательное решение по составу консорциума, куда планирует войти американские ConocoPhilips, ExxonMobil и ChevronTexaco, англо-голландская Royal Dutch/Shell, британская ВР, а также норвежские Hydro и Statoil. Поэтому совсем не случайно г-н Вершбоу показал собравшимся в "Александр-хаузе" довольно замызганный пряник — заявив, что "только за 4 месяца 2005 года американские компании заключили контракты на поставки десятков миллионов тонн СПГ ежегодно". И одновременно — вполне конкретный кнут; посол тут же добавил, "если Россия упустит шанс этого "окна", следующего момента надо будет ждать очень долго". (Заметим, что "Газпром" своих топ-менеджеров на грефовское мероприятие демонстративно не делегировал).
Согласно данным, озвученным американскими чиновниками на семинаре, потребление природного газа в Соединенных Штатах будет ежегодно расти на 1,5% в течение 20 лет. Причем основная часть увеличения спроса на газ будет покрыта за счет импорта СПГ. В 2010 году США планируют купить около 42 млн тонн сжиженного газа, в 2015-м — 67 млн тонн, а в 2020-м — около 85 млн тонн. В то же время уже к 2010 году планируется иметь резервные мощности по регазификации СПГ (на случай превышения прогнозов). К четырем существующим терминалам общей мощностью 36 млн тонн к тому времени реконструируют еще столько же мощностью свыше 18 млн тонн.
Однако, подвешенная послом морковка в виде обещания "когда-нибудь, потом допустить на американский рынок СПГ" выглядела не очень впечатляюще. Американские участники семинара во главе с заместителем министра энергетики США Джоном Бродманом не слишком оптимистично отзывались о перспективах экспорта российского СПГ. "Сейчас предлагается слишком много проектов (по производству СПГ), — заявил другой замминистра энергетики Джеймс Слатц, — Больше, чем рынок готов поглотить". И сделал вывод, что будут реализованы наиболее выгодные и эффективные проекты. А сам Бродман добавил, что не знает в России "значительно продвинувшихся" проектов по производству СПГ, за исключением "Сахалин-2".
Если же говорить по существу о российских проектах, то они, в основном, находятся на стадии первоначальных разработок. Так, поставки сжиженного природного газа планируются в рамках проекта "Сахалин-2" (Sakhalin Energy) и на базе Штокмановского месторождения ("Севморнефтегаз") в Баренцевом море. Планы по строительству завода СПГ на базе Харасавейского месторождения (полуостров Ямал) есть у "Газпрома". Еще один проект подготовила компания "Тамбейнефтегаз" (25% акций принадлежит "НОВАТЭКу"), которая собирается к 2009 году построить на Ямале комплекс по сжижению газа. Кроме того, "Газпром" и Petro- Canada рассматривают возможность постройки завода СПГ в Ленинградской области. Там же хочет возвести терминал (мощностью 0,6 млн. тонн) и основной российский перевозчик сжиженных газов — компания "СГ-Транс".
Ближе всех к коммерческим поставкам СПГ своим потенциальным потребителям находится оператор проекта "Сахалин-2" компания Sakhalin Energy. Первая очередь предприятия мощностью 4,8 млн. тонн СПГ в год вступит в строй в 2007 г., а общая производительность проекта составит 9,6 млн. тонн топлива. Контракты на поставку СПГ по проекту уже заключены с японскими компаниями общим объемом 3,4 млн. тонн в год. Помимо этого, значительная часть сахалинского СПГ может быть законтрактована к концу года, если основной акционер Sakhalin Energy компания Royal Dutch/Shell сумеет войти в число преференциальных поставщиков для Korea Gas. Корейская компания намерена начиная с 2008 года закупать около 6 млн. тонн СПГ в год от нескольких поставщиков в течение 20-25 лет.
Еще одним проектом, в рамках которого будет возведен завод СПГ, станет Штокмановское месторождение. Его в свое время начало разрабатывать совместное предприятие "дочек" "Газпрома" и "Роснефти" — "Севморнефтегаз". Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное на шельфе Баренцева моря, имет доказанные запасы газа 3,2 трлн кубометров. Проектная мощность добычи по разным оценкам может составить 60-90 млрд кубометров газа в год.
Однако на первом этапе освоения, для которого сейчас формируется консорциум, ожидается добыча 30 млрд кубометров газа в год. Этот объем планируется транспортировать по морскому газопроводу на завод по сжижению газа, который будет построен рядом с незамерзающим Мурманским портом. Проектная мощность завода должна составить около 20 млн тонн СПГ в год. Стоимость первого этапа освоения оценивается в 10-12 млрд долл. Ввод Штокмановского месторождения в промышленную эксплуатацию намечен на 2010 год. Около 90% сжиженного природного газа со Штокмана предполагается продавать по долгосрочным договорам в США и, возможно, на рынок стран северной Европы.
Ранее, на парламентских слушаниях по реформированию газовой отрасли России было заявлено, что ОАО "Газпром" намеревается поставлять СПГ в США в объеме до 50 млн тонн ежегодно. По объективным причинам позиции России среди производителей СПГ могут улучшиться не раньше 2010 года. Учитывая те проекты, которые были озвучены представителями нефтегазовых компаний, Россия теоретически могла бы поставлять на экспорт в 2010 году около 63 млн. тонн СПГ в год. Однако по самым оптимистичным прогнозам экспертов к этому периоду уровень поставок российского СПГ составит 35-40 млн. тонн.
Отличительной чертой большинства российских СПГ-проектов является их явная ориентация на одного потребителя — США. Американский рынок СПГ имеет большую перспективу в отношении растущего спроса, но в тоже время является наиболее конкурентным. Еще в 2003 г. доля СПГ в общем объеме поставок природного газа в США не превышала 2%. Однако по прогнозам к 2010 г. она возрастет до 8%, а к 2025 стабилизируется на уровне 15%.
Сейчас основными экспортерами СПГ в США являются Тринидад и Тобаго, а также Алжир. Однако количество желающих наладить поставки сжиженного природного газа в США растет в геометрической прогрессии. О своих планах по экспорту СПГ на американский газовый рынок уже заявили производители в Венесуэле, Перу, Нигерии, Анголе, Египте, Омане и Катаре. А не так давно к ним присоединилась еще одна страна — Австралия, которая в будущем собирается стать основным поставщиком сжиженного природного газа в США.
Уже сейчас очевидно, что к моменту старта большинства российских проектов на мировом рынке СПГ произойдут заметные изменения. Во-первых, эксперты ожидают снижения цен на сжиженный природный газ (сейчас $190-200 за 1000 куб. метров) из-за увеличения поставок и строительства новых мощностей. Во- вторых, многие крупные потребители, такие как США, стремятся диверсифицировать поставки. Поэтому производителям СПГ придется пойти на значительные уступки при заключении ими новых контрактов или при входе на новый рынок сбыта.
Вместе с этим, участники рынка ожидают увеличения торговли на спот-рынке и появления более коротких контрактов по сравнению с традиционными 20-25- летними. Это обстоятельство делает будущий рынок СПГ более рискованным и, в значительной мере, определяемым диктатом крупного покупателя. Может быть этими прогнозами и объясняется та необыкновенная легкость, с которой на семинаре были сделаны "заманчивые" американские предложения?