В российской электоральной демократии молодежи всегда отводилась второстепенная роль. Социологи дружно отмечают , что среди избирателей, игнорирующих выборы, молодежь всегда составляла наибольшую часть. Поколение "Next" слабо проявляет интерес к публичной политической жизни, как к бессмысленному на ее прагматичный взгляд занятию. Да и к выражению своей позиции через формализованную процедуру голосования молодежь равнодушна. По данным ВЦИОМа , две трети россиян (66%) не смогли ответить на простой вопрос "Какие молодежные организации вы знаете?". По другой статистике, не интересующихся политикой молодых людей в России еще больше — около 90%. Сегодня о своем активном участии в политической жизни отчетливо заявляют чуть более 2% молодежи.
Сложившаяся практика создания молодежных проектов — этих малобюджетных "спутников" наших имитационных партий - также не способствовала активному включению молодежи в процесс партийного строительства. Равно как и участию в выборах и, в результате, вхождению во власть. Весьма незначительное количество молодежных протопартийных проектов можно считать успешными. Причем, они выступали не как самостоятельные игроки, а как блокообразующие политические организации. Среди них можно только назвать "Россию молодую", вошедшую в избирательный блок "СПС", и "Поколение свободы", влившееся в Межрегиональное движение "Единство" на парламентских выборах 1999 года. Впоследствии эти организации, по сути дела, прекратили свое существование.
Казалось бы, российская партийная и электоральная история говорит об обреченности молодежных партийных проектов. Тем не менее, в последнее время молодежные объединения, претендующие на роль самостоятельных политических игроков, растут как грибы после дождя. "Молодежный политический бум" в России можно объяснить как минимум пятью основными причинами.
Во-первых, успех "цветных" революций в Югославии, Грузии, Украине,где "революционным паровозом" выступали оппозиционные молодежные организации, заставляет задуматься о пришествии новой — "молодежной" повестки дня. Власть при этом вздрагивает. Оппозиция в радостном возбуждении потирает руки. Но те и другие спешат не упустить молодежь из под своего влияния.
Во-вторых, государственная молодежная политика в России превратилась в игрушечный инструмент для отчета чиновников перед особо активными молодыми людьми. Управление молодежными программами сегодня осуществляет второстепенный Департамент в структуре Агентства по образованию. Государственное финансирование молодежной политики исчисляется считанными копейками на одного молодого жителя России. Иного быть и не может в условиях отсутствия у молодежи своих представителей в парламенте и самостоятельных лоббистских механизмов.
В-третьих, реализованная в России политическая реформа сузила для молодежи каналы рекрутирования в политическую элиту. Партийные игроки, вытесненные по итогам выборов из парламента, начинают радикализовываться именно за счет "юношеского максимализма" своих молодежных организаций.
В-четвертых, централизация внутренней структуры партий, приводит к монополизации процедуры принятия политических решений партийной верхушкой, в которой, как правило, нет места для молодых партийцев.
Наличие "молодежки" в партиях — это яркое следствие того, что сама партия не в состоянии предложить молодому человеку возможности для самореализации. Но поскольку молодежь все-таки нужна в качестве быстрых ног и рук для расклейки листовок, то для молодежи создается альтернативная структура. Это позволяет обезопасить старых партийцев от конкуренции молодежи и получать дивиденды от деятельности молодых активных функционеров. Получается, как и в случае с государственной молодежной политикой, — "игрушечные" взаимоотношения партии со своей молодежной организацией. Финал один — либо молодежная партийная организация становится бюрократическим буфером, либо входит в непримиримый конфликт с лидерами партии.
В-пятых, молодежь выступает электоральным резервом, который пока в полной мере не освоен ни одной политической партией. Это происходит потому, что молодежь до последнего времени оставалась политически индифферентной. Однако ни одна партия до сих пор не смогла заинтересовать все многообразие молодежи подходящими предложениями.
На наших глазах появляется новый политический фактор в виде внепартийных молодежных объединений, доказавших свою дееспособность. Этот фактор принципиально находится вне зоны контроля власти. Стремление управлять им влечет сегодня в этот сектор и власть, и оппозицию. Сюда же устремляются и те игроки, кому не нашлось места в партийно-политическом пространстве. Попытки восполнить существующие пробелы делает сегодня целый спектр политических организаций, но это тема для отдельного разговора.