Участие в реальной власти это предмет партийного интереса
Игорь Игошин, депутат Госдумы от фракции "Единая Россия", председатель Центра стратегического развития Владимирской области
Предвыборная кампания проходила на фоне монетизации льгот. А любая крупная социальная реформа на стартовом этапе сопровождается недовольством населения. Это не только российская особенность так во всем мире происходит. Поэтому делать далеко идущие выводы на основе результатов прошедших в первые месяцы года выборов я бы не стал. Число недовольных реформой людей постепенно уменьшается. А число осознавших свой выигрыш от нее, напротив, растет. Так что если смотреть на перспективу, ближе к федеральным выборам ситуация изменится.
Региональные законодательные собрания получили новые, очень существенные полномочия, связанные с утверждением кандидатуры губернатора. Опыт последних месяцев показывает, что мнение парламентариев действительно реально играет значимую роль при выборе кандидатур на посты глав субъектов федерации. Поэтому совершенно однозначно можно констатировать, что удельный политический вес законодательных собраний заметно вырос.
Цель политических партий власть, и воплощение посредством участия в политической борьбе своих целей и установок. Это может быть власть любого доступного уровня: как федерального и региональная, так и муниципального. Участие в реальной власти это предмет интереса как партий в целом, так и персонально их представителей на местах. Поэтому региональные законодательные собрания партиям особенно нужны.
Кроме того, существуют две тенденции, способствующие участию партий в работе региональных законодательных собраний. Во-первых, растет их влияние а значит, и заинтересованность в участии в работе этих органов. И, во-вторых, сейчас как минимум 50% списочного состава законодательных собраний формируется по партийным спискам. И этот закон был разработан нами (я был одним из его соавторов) именно для того, чтобы дать партиям реальную возможность для участия в работе региональных парламентов.
Говоря о возросшем влиянии законодательных собраний регионов на центральную политику, я бы не стал использовать такой термин давление. В своих регионах местные парламентарии занимаются законодательной работой (в том числе особенно важной работой по принятию региоанального бюджета), а также политической деятельностью. Теперь они еще и утверждают губернаторов. Это серьезные полномочия. Имеют они возможность влиять и на законодательную работу на федеральном уровне: через внесение законопроектов, через процедуру отзывов на законопроекты, наконец, через Совет законодателей. Такая конструкция органично укладывается в действующую Конституцию, и явно не может считаться "давлением" в негативном смысле слова.
КПРФ и "Единая Россия" очень похожи друг на друга
Екатерина Егорова, председатель совета учредителей ГК "Никколо-М"
Судя по прошедшим выборам, реальное значение законодательных собраний в регионах сильно изменилось. Но если говорить о тех силах, которые там будут представлены, то мы заметим, в основном, одностороннюю тенденцию. Заметно резко возросла роль административного ресурса, который активнее, чем раньше, используется партией власти для целей внутрирегиональной политической борьбы. Ее конкуренты уже испытывают это давление на себе сегодня и, несмотря на результаты, их политический вес в местных парламентах будет только снижаться.
Сами региональные законодательные собрания упрочили свои политические позиции. Именно на них лежит основная доля работы по утверждению кандидатуры губернатора, не говоря уже о таких серьезных функциях, как утверждение бюджета области, что само по себе очень серьезно влияет на расстановку политических сил в регионе. Можно сказать, что чистая управляемость законодательных собраний снизилась, поскольку губернатор теперь без их согласия много чего не может сделать, а вот регламентированность их работы напротив, возросла.
Тем не менее, если говорить о реальном политическом давлении на центральную власть со стороны законодательных собраний, то формально она увеличилась, но реально осталась на прежнем уровне. В связи с этим вряд ли стоит ожидать, что местные законодательные собрания станут более партийными по своей структуре, чем сейчас. Это не совсем то, что надо партии власти. Важно наличие основного конкурента, с кем можно продолжать прогнозируемую борьбу.
В настоящий момент официальными преемниками таких конкурентов в глазах народа и партии власти по-прежнему являются коммунисты. Поэтому с течением времени партия власти и КПРФ все больше будут зависеть друг от друга, и чем больше "Единая Россия" станет использовать административный ресурс в региональных политических кампаниях, тем сильнее будут становиться позиции КПРФ в местных парламентах. Со временем роль коммунистов только усилится и обе партии в регионах все больше будут напоминать сообщающиеся политические сосуды. Уже сегодня они очень похожи друг на друга как по структуре, так по организации и активности. Остальные партии, такие, как "Родина", СПС, ЛДПР, Партия пенсионеров и прочие, партия власти постепенно будет политически "подъедать".
Большого удивления результаты выборов не вызывают
Елена Башкирова, генеральный директор компании "Башкирова и партнеры"
Если использовать беглую оценку в отношении прошедших выборов в трех регионах центральной России, то можно сказать, что большого удивления результаты выборов не вызывают. Многие аналитики предполагали именно такой исход. Можно сказать, что не столько позиции патритотических сил усилились в регионах, сколько упал реальный рейтинг доверия к "Единой России" (более, чем на 10 %).
Нужно немного оправдать единороссов: они действовали в очень жесткой и неблагоприятной для себя обстановке, связанной с негативным социально-психологическим фоном не совсем удачно проводимых реформ по монетизации льгот. Они ударили по основным активным группам избирателей: по пенсионерам и студентам. На самом деле при таком социально-психологическом фоне результаты могли быть гораздо хуже.
Партия власти только в одном регионе улучшила свои предыдущие показатели в Воронеже. Выборы в остальных двух регионах для "Единой России" могут считаться психологически проигранными. Это свидетельствует об активизации политических партий на местах.
Очень показательны результаты основного аутсайдера предвыборной гонки в трех регионах СПС, которые несмотря на массовое разочарование либералами из этой партии на предыдущих выборах в Госдуму, все-таки смогли набрать в Рязанской области свыше 5% голосов и пройти в местное законодательное собрание.
Тоже самое можно сказать о впечатляющих результатах Партии пенсионеров, которая собрала во Владимирской области более 10% голосов, в то время как раньше ей было еще очень далеко до преодоления пятипроцентного барьера. Все это отнюдь не является свидетельствами возросшего протестного голосования. Скорее, мы наблюдаем факты возвращения партий в общественную жизнь регионов, повышения интереса избирателя к ним, постепенной аккумуляции в регионах определенного числа постоянных сторонников той или иной партии. При этом, общее доверие людей к партии власти продолжает падать. "Огромные" цифры "Родины" и КПРФ на выборах говорят не столько о победе оппозиционно-патриотических сил в целом, сколько о множестве благоприятных факторов для развития этих партий в регионах и о том, что все-таки партийную систему страны разрушили еще не до конца.
Проблема остается с реальной применимостью административного ресурса. Когда его используют очень сильно, то у избирателя возникает обратный эффект растет число галочек в графе кандидата "против всех". Это косвенно положительно воздействуют на противников партии власти, поскольку ни КПРФ, ни "Родина", ни СПС административным ресурсом не располагают и при этом имеют свой, более-менее сложившийся электорат, который очень редко "перебегает" к "врагам" из стана партии власти.
В целом, эти выборы оставляют впечатление страннного сочетания революционных и эволюционных факторов развития политической системы страны. По-прежнему высок процент голосовавших "против всех". Это может считаться одним из самых серьезных сдерживающих факторов для развития партийной системы в регионах, на которые, кстати, очень неудачно для партии власти накладывается шлейф ситуации с реформами в стране. Тем не менее, процент партий в законодательных собраниях регионов будет продолжать расти, но не потому, что этого очень хочет народ, а потому что общий накал политической ситуации в стране постепенно создает подходящие условия для расцвета региональной партийной политики.