Сейчас происходит вполне очевидная попытка выстроить от Молдовы до Казахстана пояс лимитрофного пространства, состоящий из государств, оказавшихся на стыке цивилизационных противоречий и пытающихся активно поучаствовать в историческом процессе на стороне тех или иных сил.
В частности, мы видим попытки возродить ГУУАМ, но не в прежнем виде союза проблемных государств, решающих свои частные проблемы, а в виде некоторого подобия единого блока политических режимов, подчеркивающих антироссийские струны в своей внешнеполитической стратегии и стремящихся получить новые политические очки в стане судей из блока евроамериканской цивилизации. На волне антироссийских задач, эти государства пытаются сделать серьезную заявку на вхождение в Европейское сообщество или, в меньшей степени, на статус военно-политического сателлита США.
В этом же ряду можно рассматривать и инициативу Нурсултана Назарбаева по созданию Союза Центрально-азиатских государств, озвученную несколько раньше, чем ющенковская идея "оживить" ГУУАМ.
При всей противоречивости этой инициативы, следует признать, что сам Назарбаев является достаточно деловым, продуктивным и зрелым политиком, который прекрасно понимает, что без реального участия Казахстана в крупном геополитическом союзе его государство будет оставаться неполноценным. Дилемма Казахстана заключается в том, что с Китаем он не может блокироваться в силу особенностей китайского геополитического пространства, которое несет в себе большую опасность для самого Казахстана. Единственный шанс для Астаны создание эффективного альянса с Россией. Очень плохо, что сами российские политики этого по-прежнему не хотят осознавать. Если Казахстан выпадет из поля зрения серьезной российской внешней политики, то он вполне может начать сближаться с южно-азиатскими лимитрофными государствами и стать для нас троянским конем.
Особо ценная для России особенность Казахстана как крупного государства заключается в том, что, в отличие от других стран среднеазиатского региона, он не является политической марионеткой внешних сил. Другие наши потенциальные партнеры в регионе являются слишком неустойчивыми геополитическими образованиями, чтобы вести самостоятельную политику и чтобы на них можно было делать серьезные ставки. Киргизстан сильно зажат между двумя огромными пространствами, поэтому там находятся сразу две военные базы российская и американская. В Таджикистане и Узбекистане довольно серьезной остается проблема терроризма и общей политической нестабильности, поэтому любые попытки серьезной межгосударственной кооперации с ними обречены на провал. Нужно отметить, что в военном плане все эти страны сильно ориентированы на Россию. Именно поэтому России необходимо закрепиться на большом и влиятельном геополитическом пространстве Казахстана и постараться геокультурно осмыслить его, так как, в отличие от других стран среднеазиатского региона, его южные рубежи являются естественными границами нашего непосредственного влияния в регионе на сегодняшний день. При наших ограниченных силах, сегодня важно надолго закрепиться в Казахстане и постараться не двигаться дальше на юг.
В большинстве экономических, да и политических вопросов Астана априори ориентирована на Москву и поэтому любой политический союз, на который нацелено в тот или иной момент казахстанское руководство, так или иначе будет работать на Россию. Эта ориентация наиболее выгодна для самого Казахстана, и местные ответственные политические чины это прекрасно понимают. Последние события показали, что у нас на сегодняшний день на всем постсоветском пространстве остались только два основных ключа Украина и Казахстан. Эти две базовые платформы российского влияния в СНГ останутся таковыми в ближайшие 20-25 лет. В силу объективных причин, с Украиной сегодня наши отношения осложнены, поэтому мы должны перенести груз основного партнерства по СНГ на Казахстан, с которым никогда не возникало особых проблем.
По-прежнему важной для России будет оставаться проблема т.н. "непризнанных территорий" в соседних лимитрофных республиках. Здесь нам ни в коем случае нельзя играть только в одиночку, особенно при решении того комплекса проблем, который касается Приднестровья. Проблема Приднестровья является тем самым орешком, который очень сложно расколоть простыми механическими действиями. Россия должна отдавать себе отчет в том, что Приднестровьем рано или поздно следует поделиться с Украиной. В случае, если это произойдет, России и Украине вместе будет гораздо легче урегулировать с Молдовой все возникающие вопросы по Приднестровью. Более того, Украину в ближайшие 15-20 лет никто в Европе не ждет, поэтому нам нужно постараться кооперироваться с Киевом по приднестровскому вопросу как можно плотней, так как вряд ли стоит ожидать, что отношение в Евросоюза к России поменяется за это время на более дружественное. Здесь следует помнить о возможных препонах, которые может поставить Евросоюз России из-за Приднестровья. Роль Европы по данному вопросу, вне всякого сомнения, велика. С другой стороны, позиция США по Приднестровью будет более гибкой и рассчитанной на некоторые контуры взаимного компромисса всех заинтересованных сторон.
Серьезно оценивать роль Грузии при нынешнем раскладе сил в поле притяжения "неоГУУАМа" очень сложно. Насколько серьезно можно относиться к Грузии как к самостоятельной державе открытый вопрос. Экономика Грузии уже многие годы является несостоятельной, еще более несостоятельна она как военная держава, чей внешнеполитический курс колеблется как правило, синхронно с внешнеполитическим курсом Вашингтона в регионе. России следует относиться ко всему многообразию грузинских проблем как можно спокойнее. Если вспомнить историю, то мы сможем обнаружить, что и 250 лет назад независимость Грузии точно так же, как и сегодня, "колебалась" между Персией и Россией. Точно так же, как и сейчас, 250 лет назад грузинские верхи вели себя некорректно по отношению к России. Чем это закончилось, все прекрасно помнят. Российско-грузинский союз останется довольно условным не в силу традиционной специфики наших отношений, а из-за того, что реальная значимость Грузии для России сегодня не слишком велика. Да, существует проблема Южной Осетии и Абхазии, но эти "республики победившего сепаратизма" не более чем знаки, определенные вешки в хитросплетениях внешней политики. Они не представляют для России жизненно важного интереса, для Грузии же "возвращение" этих территорий является проблемой национального и государственного выживания. Абхазы и южные осетины всегда тянулись к России, это тяготение исторически оправданно, и на этом можно сыграть.
В обозримой перспективе для России не имеет принципиального значения, кто именно станет мотором для единого блока лимитрофных пространств Киев, Тбилиси или Астана. Ни один из этих центров сам по себе не способен играть в открытую против России. Для самой же России особенно важным представляется развивать политические контакты второго уровня, с ориентацией на внутренние подпорки данных режимов. И разумеется, необходимо помнить, что всякое политическое оружие является обоюдоострым. Все перечисленные нами лимитрофные пространства не являются цельными структурами. Любое усиление антироссийских сил на внероссийском постсоветском пространстве приведет не столько к ответному усилению политической реакции самой России, сколько к упрочению пророссийского сегмента внутри этих республик, который никогда нельзя сбрасывать со счетов.
Замятин Дмитрий Николаевич, куратор Секции геополитики Российской Ассоциации Политической Науки