Безусловно, то, что сейчас происходит на постсоветском пространстве, является недвусмысленной попыткой построить вокруг России своеобразную блокаду, состоящую из кольца недружественных государств, основной целью которых является вытеснение России из зон ее традиционного влияния в СНГ. И нужно сказать, в этом виновата сама Россия, которая все 12 лет существования СНГ продолжает утрачивать свое влияние. Вместо России на ее сопредельные пространства приходят военные советники США и эмиссары Евросоюза и создают мощные неправительственные структуры с сотнями и тысячами разнообразных фондов, чья деятельность носит плохо скрываемый антироссийский характер. Но постсоветские элиты можно понять. Они осознанно поставили крест на России, которая так и не выработала внятной и артикулируемой политики по отношению к партнерам по СНГ. За прошедшие годы так и не создано необходимых опорных структур в сопредельных странах, а все возникающие вопросы решаются только на уровне личных договоренностей. Поэтому политические элиты этих стран сделали соответствующие выводы: если политика России лишена логики и непредсказуема в настоящий момент, то надо ориентироваться на прогнозируемых партнеров, стратегия которых хорошо просматривается, по крайней мере, на десятилетие вперед.
Недавно у меня состоялась беседа с очень высокопоставленным российским чиновником, отвечающим за российские интересы в Приднестровье. На официальном уровне, никого не стесняясь, он заявил, что в Приднестровье все равно нет пророссийских сил и нам там не на кого опереться. Он добавил, что Приднестровье слишком тяжкий груз для России, который необходимо сбросить и как можно скорее. Далее, по мысли этого чиновника, нужно максимально препятствовать приему российского гражданства жителями Приднестровья, чтобы в случае радикализации обстановки не оказаться втянутыми в конфликт и не отвечать там за "своих граждан". Все равно, заявил этот человек, с потерей Приднестровья надо смириться так же, как и с потерей Калининграда. Комментарии излишни.
Большая проблема заключается в том, что в России в среде мидовских работников есть дурная привычка ориентироваться в основном на дальнее зарубежье, а страны СНГ рассматривать как своего рода дремучую политическую провинцию, куда ссылаются обычно дипломаты-неудачники. Я же считаю, что, наоборот, работой в странах СНГ должны заниматься наиболее перспективные, думающие и понимающие работники, а в страны Европы, где кроме протокольных мероприятий редко происходит что-то интересное, следует отправлять именно неудачников, неспособных к серьезной работе на переднем фронте. Передним фронтом в полной мере сегодня должно считаться направление СНГ.
Тем не менее, Россия еще может начать решать собственные проблемы, особенно в тех странах, где есть традиционные очаги нашего влияния в непризнанных республиках наподобие Приднестровья. Я все-таки считаю, что саму проблему Приднестровья еще можно решить. Во-первых, не очень верится в тот факт, что Ющенко способен "сдать" Приднестровье. Как бы к нему ни относиться, нужно понять, что любой человек, стоящий у руля Украины в той или иной степени является человеком с имперскими амбициями. Наверное, сейчас уже стоит смириться с тем, что Молдова рано или поздно войдет в Румынию. В связи с этим можно оспорить старый договор 1940 года, по которому Бессарабия входила в состав СССР, а от Украины забрали Приднестровье и отдали эту территорию Бессарабии. Здесь можно произвести мощный размен фигур и сыграть на противоречиях игроков. Нужно понимать, что контрольный пакет акций решения приднестровской проблемы находится сейчас в руках Украины. Если Киев перекроет Тирасполю кислород, то Приднестровью это грозит полноценной экономической блокадой со всеми вытекающими последствиями. Вместо этого логичнее вспомнить о том, что в 1997 году президенты Кучма и Ельцин, президент Молдовы Лучинский и приднестровский президент Смирнов подписали совместный договор о предоставлении Приднестровью права вести независимо от Кишинева внешнеэкономическую деятельность. Самое интересное, что Евросоюз признал этот договор и, если обстановка будет накаляться, то совместно с Украиной имеет смысл вспомнить об этом действующем документе. Европе это может не понравиться, но договор скреплен ее же одобрением. Главное блокироваться по возможности с Украиной, начав с дружественных жестов, от поставок газа до определенных договоренностей насчет крымского вопроса.
В отношении недружественных государств у нас, между прочим, имеются неплохие средства, чтобы всех наших противников столкнуть лбами. Достаточно только лишь объявить о том, что секретные протоколы пакта Молотов-Риббентроп никогда не существовали в действительности, и это повесит легитимность множества присоединенных разными странами территорий после 1939 года на волоске. Сразу возникнут вопросы, кому все-таки должны принадлежать Приднестровье, Львов, Северная Буковина и добрая треть территории Литвы. Что мешает нам обратиться с жалобой в Евросоюз и обвинить Грузию в ликвидации Республики Аджария как нарушении действующего до сих пор Московского договора между РСФСР и Турцией от 1921 года о предоставлении гарантий этой республике? Тем более, ПАСЕ не так давно сама заявила о существующих нарушениях этих гарантий. Давайте поможем нашим внешнеполитическим недоброжелателям начать, наконец, разбираться друг с другом. Учитывая, что сейчас разворачивается в Молдове и вокруг России вообще, мы можем получить огромное поле для маневра и сыграть на противоречиях, как этого требует классические принципы любой нормальной дипломатии.