У большинства жителей Крыма слово "депортация" ассоциируется исключительно с крымскими татарами. В современной украинской публицистике это слово все больше и больше обозначается тюркским словом "сургун", что примерно значит "исход". Однако мало кто знает реальную ситуацию, происходившую в 40-е годы в Крыму.
Опыт насильственных действий в отношении коренного населения у властей уже был. Сразу же после присоединения Крыма к России Екатерина II переселила часть христианского населения Крыма, преимущественно, греческого и армянского, ради их же блага, в Мариуполь. Естественно, никто не спрашивал у греков и армян их мнения.
В 1939 году, перед близкой войной "отец народов", руководствуясь стратегическими соображениями, провел крупномасштабную "кадровую чистку" на Южном берегу Крыма. Были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию семьи так называемых "крымских турок" (точнее, южнобережных крымских татар — "ялы-бойлу") и греков. Оициальной причиной депортации являлось непролетарское происхождение, и никто не обратил внимания на этнический аспект акции.
Сразу после начала войны в 1941 году из Крыма были высланы 61 тыс. немцев. Из них до мест высылки в Казахстане доехала только половина. В 1942 году состоялась депортация "за проделки Муссолини" 774 керченских и феодосийских итальянцев. И, наконец, в марте 1944 году с официальной формулировкой "за сотрудничество с немецко-фашистскими оккупантами" были депортированы в Узбекистан, Казахстан и Тюменскую область крымские татары. Спустя месяц та же участь постигла греков, болгар, эстонцев и армян.
Население Крыма сократилось, по официальной версии, на треть. Реально, с учетом массовых репрессий против русских, украинцев и крымчаков, — более чем наполовину. Прибывшие на "вакантные места" переселенцы из центральных регионов Украины и России, не знали, что делать с этой землей — с южными способами хозяйствования они не были знакомы. Новые жители полуострова не могли даже самостоятельно найти пресную воду: многие депортанты в отместку засыпали артезианские скважины, ими же прокопанные.
Сейчас часто забывают о национальных меньшинствах Крыма, а противопоставляют друг другу две больших этнические группы: славян и крымских татар. По официальной статистике, славяне на полуострове подразделеяются так: 58 % населения — русские, 25 % — украинцы. Однако по самоидентификации больше подойдет деление на следующие группы:
1. Коренные крымчане славянской национальности. Фактически первые восточные славяне поселились на полуострове практически одновременно с тюрками. Однако идентифицировать их с русскими или украинцами невозможно, поскольку тогда таких наций еще не было. Большинство представителей этой группы идентифицирует себя как русские. Часто они называют себя крымчанами, реже — казаками. Внешность имеет явные понтийские, реже — динарские и средиземноморские черты. В материальной культуре придерживаются синтеза славянской и южной традиций. Язык — южный диалект русского языка, близкий к донбасскому суржику. Отношение к крымским татарам — нормальное на бытовом уровне, сочетающееся с полным неприятием татарского национализма. Большинство представителей этой группы понимает, что с крымскими татарами им придется сосуществовать, так же как и их предкам. Отношение к представителям других коренных народностей Крыма — нормальное, ближе к положительному. Пассивно владеют украинским языком поголовно, некоторые могут связно изъясняться.
2. Этнические русские, переселенцы из России, либо их потомки во 2 — 3 поколениях. Язык ближе к литературному русскому, чем у представителей первой группы, но у тех, кто родился в Крыму, несет определенный налет южного акцента. Наибольшее количество второй группы — в Севастополе и Керчи. Идентифицируют себя исключительно как русские, россияне, реже — казаки, в быту придерживаются русского типа хозяйствования и бытовых устоев. Отношение к Киеву чаще нейтральное, переходящее в негативное, отношение к крымским татарам — чаще всего резко негативное, отношение к другим национальностям Крыма — нейтральное. Многие демонстративно подчеркивают свое незнание украинского языка, пренебрежение историей Крыма. Наряду с радикальной частью крымских татар составляют вторую наиболее конфликтную этносоциальную группу Крыма.
3. Этнические украинцы, переселенцы из других регионов Украины, либо их потомки во 2 — 3 поколениях. Язык чаще аналогичен языку первой группы, однако встречаются и носители настоящего "суржика" (чаще в селах Северного Крыма, чаще люди старшего поколения, либо недавно прибывшие в Крым из украиноязычных регионов). Подавляющее большинство свободно понимает украинскую речь, многие могут связно изъясняться. Литературный украинский язык в повседневной речи используют лишь единицы. Идентифицируют себя всегда как украинцы (варианты — полещуки, запорожские казаки, лемки, гуцулы, бойки и т.п.). Отношение к крымским татарам — как правило, нейтральное, хотя среди националистически настроенных украинцев распространено исключительно положительное отношение, не из большой любви к крымским татарам, а из-за нелюбви к "москалям". Больше всего украинцев в Симферополе и на Южном берегу Крыма.
Вторая и третья группа количественно примерно равны, и составляют не более 10 % от общего количества населения автономии каждая.
Учитывая все эти факторы, неуместно говорить о противостоянии славян и крымских татар. Противостояние происходит между отдельными социальными группами в среде этих народов. Интеграция крымских татар в славянский социум, хоть и медленно, но происходит. Можно рассмотреть проявления этой интеграции на примере села Ровное Красногвардейского района. Примерно 35 % населения села составляют крымские татары. Остальные — преимущественно русские и украинцы, есть несколько семей болгар, один белорус, двое молдаван, один казанский татарин и один азербайджанец. Язык общения — русский. Большинство крымских татар старшего поколения в быту используют родной язык и общаются, в основном, с людьми своей национальности. Однако молодежь, при удовлетворительном знании крымскотатарского языка, пользуется, в основном русским языком, либо смешанным русско-татарским вариантом с преобладанием русского компонента.
Мечети в селе нет, равно как и православной церкви. Крымскотатарское население молодого и среднего возраста неохотно посещает мечеть в райцентре Красногвардейское, тем не менее, постоянно подчеркивает свое мусульманское вероисповедание. Знание обрядов ограничивается, чаще всего, фразами "аллаху акбар", или "бисмилляхи — рахмани — рахим". Мусульманские праздники празднуются исправно, нередко в праздновании принимают участие и славяне, татары могут принимать участие в православных праздниках.
Как и можно предположить, крымскотатарский язык проникает в русскую речь намного меньше, чем русский — в крымскотатарскую. Тем не менее, кое-какие тюркские слова в речи славян можно встретить: "арык" — ирригационный канал, "хоп", "хай" — давай, "кукнар" — суррогат опия, "бабай" (кр. тат. — "баба")- отец, престарелый человек, "джаляб" — женщина легкого поведения. Большинство славян умеют считать по-крымскотатарски до пяти, реже — до десяти, знают словосочетания с употреблением связок "бар-ма", "йокъ-ма", умеют нецензурно ругаться на крымскотатарском языке. Абсолютно все коренные жители села нетатарской национальности используют в быту только исторические, тюркские названия (нередко искаженные) населенных пунктов района: Ровное — Карасан (кр. тат. Къарасан), Красногвардейское — Курман (кр. тат. Курман-Кемельчи), Октябрьское — Биюк (кр. тат. Биюк-Онлар), Султан-Базар — Мостовая и т.п.
В быту конфликты на национальной почве чаще встречаются между молодежью. Носят они, как правило, хулиганский, а не сознательный шовинистический оттенок. Характерный инцидент произошел среди учащихся старших классов средней школы. Крымскотатарские школьники собирались после занятий в беседке недалеко от школы, где курили анашу. Когда их одноклассник славянской национальности попытался присесть с ними в этой беседке, его прогнали со словами: "Эта беседка только для татар". После драки славянина с одним из крымских татар, закончившейся победой славянского оружия, школьники — славяне смогли посещать беседку беспрепятственно.
Как видим, основными фигурантами межэтнических конфликтов выступает молодежь, причем явно маргинального поведения. Поэтому, делать акценты именно на этнической стороне этих конфликтов было бы неправильно: межнациональные столкновения не имеют такого массового характера, как это было, например, в Фергане или Баку.
Процесс оздоровления межнациональных отношений на полуострове замедляется, во многом, из-за социально-экономических проблем. Крымские татары чувствуют по-прежнему себя обездоленным народом из-за низких возможностей проникновения в высшие сферы общества. Особенно резко отсутствие крымских татар ощущается в сфере государственной службы: в правоохранительных органах, например, работает не более 2 % крымских татар, несмотря на то, что на полуострове их 12,1 %. Практически нет крымских татар в крупном бизнесе.
Зато практически весь сельскохозяйственный бизнес находится во власти крымских татар. Сами татары объясняют это тем, что на работу устроится невозможно, и пробиться в другие сферы бизнеса нельзя. У нетатарского населения это вызывает негативную реакцию: дескать, посмотрите на них, несчастных и депортированных, весь АПК под ними. С другой стороны, крымские татары, бывшие в Узбекистане самой образованной диаспорой и занимавшиеся, в основном, умственным трудом, испытывают чувство унижения от необходимости торговать на рынке персиками вместо прежней трудовой деятельности.
Отдельный разговор о взаимоотношениях крымских татар с другими народами-репатриантами. В первую очередь, у крымских греков, болгар, итальянцев и армян вызывает раздражение и ожесточение тот факт, что крымские татары, фактически, узурпировали право называться единственным депортированным народом. Особенно серьезные претензии к крымским татарам у понтийских греков. Греки в настоящий момент являются наиболее древней диаспорой Крыма. Историческая память понтийца определяет татарина, как разрушителя цивилизации, хотя это далеко не так. "
Ко всему прочему, "крымская Хатынь" — сожжение в годы немецкой оккупации греческого горного села Лаки, приписывается именно крымским татарам. В этом сознание отдельно взятых греков, несмотря на депортацию и все прочие пакости советского режима, солидарно со сталинской пропагандой. Надо сказать, что советская точка зрения на пособничество крымских татар немцам укоренилась в умах крымчан настолько, что многие верят в это до сих пор ( вот какие профессионалы политтехнологий работали в сталинское время, это вам не современный Глеб Павловский!). Между тем, достаточно не полениться сходить на симферопольское кладбище Абдал, и вместо созерцания памятников погибшим "авторитетам" внимательно перечитать имена и фамилии партизан на мемориальных стелах. Львиную долю из них составляют именно крымские татары.
Сейчас в Украине бытует официальная точка зрения, заключающаяся в том, что крымские татары не имеют другой родины, кроме Крыма, и в этом их отличие от остальных депортированных народов. Однако государственные мужи из Меджлиса и Верховной Рады, озвучивающие эту мысль, почему-то забыли спросить мнение тех самых "остальных", в первую очередь, греков. Если насчет болгар и фольксдойчей еще более-менее ясно, поскольку они живут в Крыму всего лишь со времен Екатерины, то для понтийских греков вопрос исторической родины стоит очень остро. Крым они заселили еще до нашей эры, и с Элладой их мало что связывает. Язык понтийских греков резко отличается от новогреческого, сохраняя архаические черты, традиции имеют мало общего с материковой Грецией. Тем не менее, многие вынуждены были уезжать из мест депортации не в Крым, а в Грецию, поскольку на своей земле они никому не нужны.
В случае с греками и армянами мы имеем дело не с репатриацией, а с переселением из неблагополучных Абхазии и Баку в более спокойный Крым. Только войнами и геноцидом в этих регионах можно объяснить небольшой положительный прирост этих двух этнических групп в Крыму с конца 80-х. Что же касается болгар и итальянцев, то в общественно-политической жизни автономии они участия практически не принимают. Деятельность армянской диаспоры направлена, главным образом, не столько на репатриацию армян, имеющих крымские корни, сколько на переселение армян из неблагополучных регионов Кавказа. Немцы, которым в 1972 году была создана возможность селиться в Красногвардейском районе, сегодня предпочитают репатриацию в Германию.
Получается, что только крымские татары сумели привлечь к своей проблеме пристальное внимание международной общественности. Любопытно, что ни греки, ни немцы, ни болгары, ни армяне, ни итальянцы не оказались способными это сделать. В первую очередь, это произошло из-за малочисленности репатриантов и отсутствия организованности в их среде.