Одной из главных новостей недели стало “Покушение на Конституцию”. Политолог Станислав Белковский заявил на пресс-конференции ИНС , что Администрация Президента готовится превентивно изменить Конституцию. Основная мысль косметической реформы Основного Закона — превращение России в парламентскую республику, где премьеру передается значительная часть президентских полномочий, а глава государства становится декоративной фигурой.
Все эти поправки должны привести к новому порядку избрания президента управляемым парламентом. По версии "Независимой газеты", изменения в Основной закон поступят к 12 июня 2007 г., и уже в 2008 г. президент будет избираться по новой схеме. Эти планы подтвердил представитель власти — глава аппарата Счетной палаты Сергей Шахрай , которы был одним из авторов нынешней “ельцинской Конституции”. Для того, чтобы план Шахрая вступил в силу, пишет “Вашингтон таймс” в статье “Конституционный переворот Путина?”, “необходимо, по словам Шахрая, изменить всего несколько строк конституции, чтобы стал необходимым созыв конституционного совещания”.
Кремлевские источники на время дистанцировались от публичных заявлений Шахрая. Первой реакцией Кремля было поспешное стремление обернуть нежелательную сенсацию в “информационную вату”. Однако информационную блокаду прорвала правительственная “Российская газета”, сбивчиво изложившая в статье “Конституция без прав” от 9 февраля суть предложений ИНС.
Напомним, что на пресс-конференции экспертами Института национальной стратегии был предложен собственный, отличный от кремлевского, проект перекройки российского политического порядка. Белковский открыто выступил за фигуру "некоронованного монарха" , не подотчетного исполнительной, законодательной и судебной ветвям власти. Учредительные принципы нового государственного строя и причины, побудившие к созданию новой Конституции, были также опубликованы АПН.
Эти публикации о планах перелицовки Основного закона страны вызвали небывалый политический резонанс. Администрация президента России “категорически опровергла появившиеся в средствах массовой информации сообщения о том, что в Кремле якобы ведется работа, связанная с внесением изменений в действующую Конституцию”. Подобные слухи не соответствуют действительности, подчеркнул анонимный источник из подворотни на Старой площади. Однако целый ряд высокопоставленных государственных деятелей признали, что такой проект действительно существует. При этом между защитниками и противниками правки Конституции началась заочная полемика.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов также опроверг вновь появившиеся в СМИ слухи о том, что сейчас в Кремле разрабатывается новый проект Конституции России, по которой Президент страны будет избираться парламентом. "Я привык верить документам и официальным заявлениям, а не тому, кто что-то говорит в СМИ", — заметил по этому поводу Сергей Миронов в Парламентской газета от 10.02.2005. Тем временем голос в защиту Основного закона возвысил и лидер “Яблока” Григорий Явлинский: “Сейчас главное — не искать пути усовершенствования Конституции, а научиться выполнять то, что есть”.
Однако первым против изменения порядка выборов президента РФ выступил самый послушный ньюсмейкер — глава ЦИК РФ Александр Вешняков. "Есть фундаментальные правовые позиции, закрепленные в Конституции, которые в цивилизованных демократических государствах даже не принято обсуждать, не говоря уже о том, чтобы их отменять в зависимости от политической конъюнктуры", — сказал Вешняков в интервью РИА "Новости".
Вешняков считает, что обсуждение в СМИ проблем изменения системы избрания президента связано с желанием некоторых политиков и политологов напомнить о себе и о своих представлениях "о священном характере верховной власти", а также с желанием прозондировать общественное мнение по этому вопросу. Видимо, “сакральность власти” на языке кремлевской распальцовки означает что-то совсем неприличное!
"В России сегодня есть силы, которые выступают за отмену прямых выборов президента, в то же время есть силы, и их сейчас большинство, которые выступают за сохранение существующей системы избрания президента, и к этим силам, как известно, принадлежит и действующий президент", — сказал глава ЦИК. В то же время Вешняков отметил, что проблема пересмотра системы прямых выборов президента возникала накануне практически всех выборов главы государства, за исключением выборов 2004 года, когда этот вопрос фактически не поднимался. Фактически, глава ЦИК признал, что конфликт между разными “Башнями Кремля” по вопросу путинского преемника вышел в публичную плоскость.
С каждым месяцем интерес Кремля к операции "Преемник" или “Монарх” усиливается. Следует ожидать, что возможные изменения конституции будут и дальше привлекать внимание СМИ и кремлевских пропагандистов, желающих также попасть в заголовки новостей. Среди серьезных людей тоже нет согласия по жгучему вопросу передачи власти. По мнению такого влиятельного политика, как замгубернатор Вологодской области Владимир Касьянов, народ должен напрямую голосовать за Президента: “Для того чтобы Конституция начала функционировать нормально, требуется 10-15 лет. Как бы была совершенна или несовершенна Конституция 93-го года, она сегодня только еще начинает действовать. Любые попытки изменить основной закон к хорошему не приведут”.
Этот нехитрый тезис “Как бы чего не вышло” был принят на вооружение многими комментаторами и осторожными чиновниками. Например, председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев воздержался от комментариев по поводу грядущих поправок, сообщив, что об изменении порядка избрания президента ничего не слышал. Однако к действующему Основному закону есть немало обоснованных претензий. В Конституции имеются “очевидные недостатки, связанные с разграничением функций ветвей власти, тормозящие эффективность реального исполнения решений”. Как пример эксперт Дмитрий Бадовский, приводит Администрацию Президента, о которой в Конституции сказано всего пару слов.
Однако самое важное заявление было сделано вчера главным хранителем Основного закона. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин высказался фактически в поддержку планов изменения Конституции, “если захочет народ” и будет на то “политическая воля”. "Конституция страны работает достаточно эффективно, но возможные изменения — это вопрос политической воли. Хочет народ, законодатель, чтобы в стране была такая Конституция, значит, будет именно так, захочет изменить ее — это тоже возможно", — заявил Валерий Зорькин журналистам, комментируя появившиеся в прессе предположения о грядущих изменениях в Основном законе.
Зорькин фактически намекнул на то, что возглавляемый им орган не против внесения изменений в Основной закон по инициативе власти. При этом Зорькин добавил, что следить за изменениями в Конституции не входит в его компетенцию — он должен лишь следить за ее соблюдением и верным толкованием. "Наша задача (судей Конституционного суда) — обеспечивать строгое соблюдение Основного закона, правильность и четкость его толкования", — сказал председатель КС.
Похоже, в высших эшелонах власти не на шутку забеспокоились: из-за волнений льготников главное достояние российских верхов — личный рейтинг Путина впервые за 5 лет оказался под угрозой. Федор Гиренок отмечает, “если рейтинг Путина опустится ниже 20%, то тогда мы действительно можем ожидать серьезных перемен в порядке формирования органов высшей политической власти в стране”. Одноко до той поры власть будет предпринимать “попытки включить привычные, но уже сейчас дающие серьезный системный сбой средства массового оболванивания населения”.
Похоже, что эксперты АПН попали в болевую точку. Как рассказала “КП” , питающаяся от источников на Старой площади, месяц назад под патронажем главы кремлевской администрации Дмитрия Медведева и его зама Владислава Суркова создана “боевая группа аналитиков”. Кроме штатных кремлевских авторов, к работе подключены известные политологи: Глеб Павловский, Вячеслав Никонов, Александр Ципко, Валерий Федоров, Валерий Фадеев и еще ряд экспертов. Эта “группа боевиков” неустанно пишет и шлет “наверх” аналитические записки, поскольку Путин “активно ищет варианты, как скорректировать политику”. Так что вся активность лучших кремлевских умов направлена на то, чтобы сделать для Путина если не новую Конституцию, то новый Органчик. Обновленый медиа-инструмент, умеющий говорить, что-то Иное, кроме уже надоевших "Не потерплю! Разорю!”.
Однако тактическая попытка создать для власти новый риторический пакет или посадить в голову президенту свежего Геббельса может окончится стратегической неудачей. Ведь задолго до просурковских “комсомолок-толстушек” было сказано: “Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое”. Мф.9.17, Мк.2.22. На язык политических технологий это евангельское изречение можно перевести примерно так — “Не заливай — разорвет!”.