Возможность конституционных изменений , безусловно, есть. Дело в том, что действующая конституционная модель построена так, что правовые лакуны и широкие возможности различных трактовок ее положений создают довольно подвижную платформу для подобных изменений. Перемены могут быть связаны с проблемами формирования федеративных отношений, структуры парламента, а также системы реализации президентской власти.
Существует очень широкий набор вариантов для изменений, но при этом у меня не возникает ощущения, что нынешнюю Конституцию будут менять на более жесткую модель. Скорее всего, нас ожидает произвольная трансформация власти. Это не обязательно может быть связано с “проблемой 2008 года”. Радикальные изменения положений действующей Конституции не имеют смысла, если только в сознании политических элит не появится желания всерьез говорить о таких знаковых вещах, как изменение президентского срока, отказ от федеративной модели государственного устройства или отказ от определенных президентских полномочий.
С точки зрения политической целесообразности, наша конституционная модель выглядит оптимальной. Все существующие недостатки Основного закона можно разбить на три условные группы. В первую группу входит весь комплекс правовых и функциональных проблем, связанных с формированием отношений между президентской и исполнительной властями. Здесь имеются очевидные недостатки, связанные с разграничением функций, тормозящие эффективность реального исполнения решений. Как пример можно привести реальную роль и значение в сегодняшней России Администрации Президента , о которой в Конституции сказано всего два слова.
Во вторую группу существующих недостатков можно отнести систему разграничений власти между федеральным центром и регионами. Она настолько невнятна, что допускает самые широкие возможности флуктуации федеративной модели, вплоть до ее ликвидации. И, наконец, в третью группу входит вполне четко оговоренная, но абсолютно нефункционирующая в конституционном значении слова система местного самоуправления. Мало того, при существующей Конституции она вряд ли способна нормально функционировать,. У нас нет даже предпосылок на тот счет, что в этом функционировании могут быть как-то реально заинтересованы те или иные группы интересов.
Можно сказать, что существующая Конституция провоцирует монопрезидентскую модель власти, хотя вполне допускает возможные интерпретации действующих конституционных норм в целях политической целесообразности. Вполне вероятно, мы можем ожидать, что до 2008 года никаких радикальных изменений в правовом поле действующей Конституции не произойдет. В дальнейшем, в случае избрания преемника Путина, особой проблемы возвращения прежнего президента также не существует. Избранный преемник, по тем или иным обстоятельствам, (опять же, исходя из положения политической целесообразности!) может уйти в отставку уже в 2009 или 2010 году. Разумеется, в этом случае состоятся перевыборы и тогда Путин снова может вернуться в президентское кресло.
Действующая практика, оговоренная в Конституции, такому циклическому варианту развития событий не мешает. Подобные вещи могут продолжаться довольно долго, пока плоскости правового пространства и правовой эффективности в России не совпадают. Кардинальных конституционных перемен, затрагивающих основы государственного строя можно ожидать только в том случае, когда эти плоскости станут если не тождественны, то очень близки друг другу.
Дмитрий Бадовский, руководитель отдела Института социальных систем МГУ