Конституция: я другой такой не знаю…

Очень многие в окружении Путина хотят изменить действующую Конституцию, чтобы получить легитимную законодательную базу для продления политического срока нынешнего президента и его команды. Более того, это возможно только путем внесений изменений в Конституцию.

Я уверен, что реальные шаги в этом направлении будут тесно связаны с динамикой колебаний рейтинга Путина. Смысл вносимых изменений, их качественная структура, равно как и степень их радикальности будут прямо зависеть от того, насколько высоким окажется рейтинг президента ближе к 2008 году. Если рейтинг Путина опустится ниже 20%, то тогда мы действительно можем ожидать серьезных перемен в порядке формирования органов высшей политической власти в стране. Если рейтинг президента останется относительно высоким, то в этом случае вряд ли кто-нибудь отважится на изменение политической системы в стране. Скорее, все основные изменения в Конституции будут сведены к легитимации третьего срока Путина.

Но даже если окружение Путина выберет первый вариант, то они все равно не успеют создать соответствующую политическую базу. Не смогут построить нормальные политические структуры под планируемые изменения. Это заметно уже сегодня. Партии власти стоило бы заняться этим немедленно, но мы видим почти полное бездействие.

Например, “Единая Россия отложила необходимый власти закон о выборах на март, что было сделано явно в связи с бурной реакцией общества на вступление в силу закона о монетизации льгот. Все остальные операции с Конституцией будут происходить в русле уже заданной политики. Эти изменения, скорее всего, не выйдут за пределы уже существующих конституционных норм. Как пример, можно назвать тенденцию укрупнения регионов, что не входит в противоречие с ныне действующей Конституцией.

Проблема заключается отнюдь не в слабости нашего Основного закона. Наоборот, вопреки расхожему мнению, Конституция 1993 года сама по себе неплоха. Дело в том, что нормы действующей Конституции проработаны достаточно серьезно, чтобы обеспечить реальную поддержку государственного строя. Я не знаю другой такой Конституции, положения которой выстраивали бы вертикаль власти лучше, чем в российской.

Главное — чтобы эти конституционные нормы действительно соблюдались при взаимодействии с другими законами, которые у нас часто не только не совпадают с конституционными положениями, но и резко противоречат им. Таков, например, абсолютно антиконституционный Федеративный договор с Чеченской республикой. Этот договор больше всего напоминает бомбу, закладываемую под основополагающие принципы федеративного строительства, которые четко, внятно и недвусмысленно прописанны в нашей Конституции.

Виктор Алкснис, депутат Госдумы

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram