Инициированная Институтом национальной стратегии дискуссия о том, какой должна быть новая конституция России и как её следует разрабатывать и принимать, позволяет поставить еще один важный вопрос: а зачем вообще нужны конституции? Тем более, в России.
Мне приходится, неожиданно для себя, ответить так: “в России конституции нужны исключительно для легитимизации деградации страны и ослабления государственности”.
Почему? Потому что каждая новая конституция используется своими инициаторами для передела власти. Из любых сценариев решения вопроса о власти всегда получается более слабая и менее способная власть. Не случайно классики марксизма-ленинизма учили, что вопрос о власти является главным вопросом не вообще, а каждой революции.
Разве не из войны и террористических угроз появился Манифест 1905 года и первая Конституция? И разве не она во многом положила начало гибельному для страны февралю 17-го. И даже мудрые слова ст. 6 Конституции 1977 года о КПСС как руководящей и направляющей силе сегодня кажутся горько-пророческими. Они обозначали уже начавшееся отделение КПСС от государственности и превращение этой некогда великой партии в ничтожный объект для битья.
Единственным исключением является Конституция 1936 года, которая для руководства СССР и, прежде всего, И.В. Сталина выступала инструментом оформления вновь создаваемого общественного строя, в котором всё делается в интересах большинства населения и где, кто не работает, тот не ест.
Но это исключение только подтверждает намечающееся правило. Зато оно позволяет понять, зачем именно сейчас целому ряду группировок в Кремле (разным “башням”) понадобилась новая конституция.
Российский правящий класс за прошедшие годы оказался не в состоянии создать новый общественный строй. Зато через развал СССР и приватизацию был решён опять же, по классикам, ещё один главный вопрос — вопрос о собственности.
Теперь единственным мотивом основной массы тех, кто составляет нынешние элиты, является сохранение завоёванных и складированных трофеев, добытых мародёрством в “этой стране”. Ничего общественного и государственного построить за два десятилетия “верхи” не смогли. Зато они жаждут обеспечить вечное продление рая вокруг нефтегазовой трубы. Это у “элиты” и называется “стабильность”.
В прошлогоднем майском Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина слова с корневой основой “стабил” прозвучали 11 раз. Самые первые и самые искренние аплодисменты выплеснулись из сердец собравшихся в зале сенаторов, депутатов, губернаторов и прочих членов правительства после ключевой фразы “никакого пересмотра фундаментальных принципов нашей политики не будет”. Клятвой прозвучало: “Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой последних четырех лет, является основой нашего дальнейшего стабильного развития” .
В этой ситуации неизбежно возникает иллюзия, что можно за счёт переделки “основного закона” конституционно обеспечить стабильность. По словам Белковского , “цель поправок — сохранение власти в руках нынешней элиты”.
Но это опасная иллюзия. Она строится на абсолютно ложном выводе, что некоторая “стабильность" в 94-м и последующих годах была достигнута благодаря Конституции. Или, точнее, что вообще наступила какая-либо стабильность. На деле же гражданская война между сословием, которое можно назвать “стабилом”, и подавляющим большинством населения РФ перешла в иную, “холодную” форму.
На фундаментальный раскол указывает не только хотя бы один факт десятилетней чеченской войны, но и результаты недавнего опроса ROMIR Monitoring. Половина граждан России однозначно ответила, что страна зашла в тупик, т.е. что старый курс оказался тупиковым и сегодня требуется новый курс.
Более того, требуется “новый Путин” . И после трагедии Беслана уже можно видеть отдельные контуры нового Путина и нового курса. Но заинтересованные только в статус-кво “псевдо-элиты”, этот “массоидный стабил”, требует на разные голоса из “башен” то “подморозить” страну, то ужесточить социальную политику или выдумыть новые формы государства и новую конституцию.
Может быть те группы из окружения Путина, кто инициирует новую конституцию, хотят оформить и навечно зацементировать “тихую” гражданскую войну? Может быть, другие “соратники президента” искренно полагают, что брошюрами с новой конституцией они обеспечат стабильность?
Проблема сегодня лежит не в уровне законов и конституций, а в том, чтобы у небольшой хотя бы группы при власти появилось Дело и действия в интересах исторического развития страны, которые позволят вспомнить о Большой России и восстановить страну как мировую державу.
Вопрос о новой конституции оборачивается проблемой качества элит. Это вопрос о том, есть ли среди элит отдельные личности и хотя бы локальные группы, которые поставят проблему ответственности “правящего сословия” за страну. Могут ли они сформулировать цели развития страны?
Поймите, второго 91-го и 93-го года наша страна уже не выдержит!