Антисемитизм как политическое оружие на фоне социального протеста.
14 января 2005 года, издающаяся в Санкт-Петербурге газета "Русь православная", опубликовала обращение представителей "русской общественности" к Генеральному Прокурору РФ с требованием “официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских. Лиц, ответственных за предоставление этим объединениям государственного и муниципального имущества, привилегий и государственного финансирования, просим также привлечь к ответственности, невзирая на занимаемые ими должности". В обращении подписанты, в частности, обвиняют евреев в стремлении "превратить народ в животную массу без веры и традиций". Они пишут, что "еврейская религия — антихристианская и человеконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств".
Под письмом стоит более 500 подписей, в том числе редактора многих “патриотических” изданий, как-то Клыков В.М. , народный художник России, Сенин А.А., главный редактор газеты "Русский вестник" , Назаров М.В. , руководитель издательства "Русская идея", Душенов К.Ю. , главный редактор газеты "Русь Православная" , Хатюшин В.В. , зам главного редактора "Молодая гвардия", Дзиковицкий А.В. , главный редактор газеты "Казачий Взгляд", Басова Т.Г. , главный редактор газеты "Марш Славянки", Калентьев В.Ф., главный редактор газеты "Отчизна", и 20 депутатов Государственной Думы, в том числе инициатор письма депутат фракции "Родина" и главный редактор журнала "Русский Дом" Александр Крутов, генералы Родионов, Макашов (заметим, что фракция "Родина" родила большинство подписантов), Свечников из КПРФ, и прочие.
"Русь православная" издается неким Обществом ревнителей памяти Митрополита Иоанна (имеется ввиду покойный Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн). Это издание является далеко не самым влиятельным органом даже среди крайних русских “антисемит-патриотов”. А к действительно влиятельной в России Москрвской Патриахии печатный орган пребывает в оппозиции. Поскольку, как написано в одном из выпусков, “Аппараты Московской патриархии и многих епархий всё более и более заполоняются крещеными иудеями”.
Авторы коллективного письма утверждают: "Множество антиеврейских акций во всем мире постоянно устраиваются самими евреями с провокационной целью, — чтобы применить карательные меры против патриотов". Следуя их логике, следовало бы признать евреями и самих господ “православных патриотов” — впрочем, дух провокации действительно явственно исходит от этой публикации.
Еврейская тема появляется на страницах издания довольно часто, только в последние пару месяцев были опубликованы статьи под красноречивыми заголовками: “Кому — ко львам, кому — к раввинам” , “Атеизм, глобализация и еврейский фашизм”. Статьи эти остались совершенно незамеченными “широкой общественностью”. Несомненно, такая судьба постигла бы и процитированное обращение. Если бы 24 января, через десять дней после публикации, о нем вдруг не вспомнила бы центральная пресса: подробное изложение письма опубликовали практически все ведущие российские он-лайн издания и многие газеты.
Журналистов можно понять — обращение двадцати депутатов российского Парламента о запрете иудаизма, который, (как неоднократно подчеркивал Путин, и что отражено в различных государственных актах!) — “традиционная религия” для России” — это событие не рядовое. Однако некоторые обстоятельства, в частности отсроченное растиражирование обращения, довольно странны. Как и то обстоятельство, что авторы передали его в “широкую прессу” лишь через десять дней после публикации ( к тому же в канун дня освобождения Освенцима!) — заставляет пре положить, что отнюдь не только антисемитизм стоит за этим письмом.
Ситуация в России сейчас, в связи с массовыми протестами населения против отмены льгот, находится на грани социального взрыва. Лишь первая, и далеко не самая болезненная, стадия реформ вызвала несанкционированные акции в 62 городах страны, был проведён 41 митинг, блокировано 24 крупных автомобильных трассы. По мнению всех экспертов, это лишь начало широкой волны социальных выступлений. Увы, в России существуют старые, неоднократно использовавшиеся в подобных случаях в прошлом, политтехнологии. Это канализация протеста — направления народного гнева вместо правительства на другие объекты, в первую очередь, на еврейское население страны.
Когда же власти хотят применить непопулярные меры по подавлению протестов — также очень легко, и перед лицом Запада, и для своих граждан, оправдать их “борьбой с нацистской, антисемитской угрозой”. Например, подать как “действия по предотвращению еврейских погромов”. Партия “Родина” также высказывалась в последнее время против политики “монетаризации”. Однако образ “родинцев” как махровых антисемитов серьезно дискредитирует их как в глазах внешних наблюдателей, так и среди российских масс-медиа.
Данное письмо — лишь одно из серии участившихся в последние недели антиееврейских акций и нападений. Получившее наибольшую огласку избиение в Москве антисемитсвующими хулиганами американского гражданина раввина Александра Лакшина , возможно, не случайно произошло именно 14 января, в день публикации обращения.
Похоже, что некоторые силы, располагающие властными полномочиями, решили использовать эти старые рецепты. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что антисемитская волна ослабляет и без того не самые устойчивые позиции президента Путина. Ведь именно при нем и при его явной поддержке иудаизм был признан — впервые за восемь веков — одной из равноправных традиционных конфессий российского государства.
Конечно, и само обращение, и акты насилия против евреев — возмутительны и требуют осуждения. Однако хочется верить, что у руководства как российского, так и мирового еврейства хватит мудрости. Достанет сил не дать втянуть себя, причем в качестве жертвы-подсадной утки, в грязную борьбу. А те властные или околовластные силы в российском руководстве, которые вздумали вновь разыгрывать “антисемитскую карту”, поймут всю пагубность политического хода. Или же их скоро заставят понять это…