От Генпрокурора требуют запретить евреев
В медиа-кругах активно обсуждается обращение к Генеральному прокурору Владимиру Устинову, подписанное несколькими десятками русских общественных деятелей. В числе подписантов — группа депутатов Государственной думы от фракций "Родина", ЛДПР и КПРФ. Документ направлен "в связи с усилившимся применением к русским патриотам ст. 282 УК РФ о "разжигании национальной розни" по отношению к евреям".
Еврейские общественные и религиозные лидеры резко осудили это письмо и содержащиеся в нем предложения. На самом деле в нашумевшем тексте нет ничего экстремистского. В обращении, занявшем шесть страниц, признается, что “высказывания русских патриотов в адрес еврейства нередко носят излишне эмоциональный, неприемлемый в публичной дискуссии характер, что судом трактуется как экстремизм”. Однако, говорится в письме к Генпрокурору, на судебных процессах по ст.282 “ни разу не рассматривалась причина такой резкости и первоистока экстремизма в данном межнациональном конфликте”. “По этим вопросам во всем мире существует большое количество общепризнанных фактов и источников, на основании которых можно сделать бесспорный вывод: отрицательные оценки русскими патриотами типичных для еврейства качеств и действий против неевреев соответствуют истине, причем эти действия не случайны, а предписаны в иудаизме и практикуются два тысячелетия, — констатируется в обращении. — Таким образом, инкриминируемые патриотам высказывания и публикации против евреев являются самообороной, которая бывает не всегда стилистически правильна, но оправданна по сути”.
Далее авторы документа приводят многочисленные ссылки на священные книги евреев. В них, считают подписанты, содержатся доказательства вышеприведенному утверждению. От Генерального прокурора требуется “в кратчайший срок проверить вопиющие факты”. И, если они подтвердятся, “официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских”. “Лиц, ответственных за предоставление этим объединениям государственного и муниципального имущества, привилегий и государственного финансирования, просим также привлечь к ответственности, невзирая на занимаемые ими должности”, — заканчивается обращение к Владимиру Устинову.
Депутата Александра Крутова, принявшнего на себя главный удар, и других авторов обращения в Генпрокуратуру беспокоит тот факт, что “все большему количеству русских патриотов вменяется ответственность за якобы проявление ими антисемитизма”. В то же самое время все социологические исследования последних лет свидетельствуют, что факты антисемитизма в стране минимальны. Как заметил на недавней пресс-конференции директор Института прав человека Валентин Гефтер, антисемитские выходки, действительно, расследуются нормально. Правоохранительные органы знают, что за этим делом неотступно следят, в то время как антикавказские или антитаджикские эксцессы расследуют далеко не столь тщательно. Что касается “поджигателей” межнациональной розни, то внимательнее всего власть ищет их среди русских и татар.
“Подписанты” обращения к Устинову готовы обсуждать проблему за круглым столом с представителями еврейских организаций. Получится ли этот разговор — неизвестно. Ведь у противоположной стороны иное мнение о масштабах и темпах роста антисемитизма и ксенофобии в России. Авторы представленного недавно аналитического доклада “Активизация национал-радикалов в сентябре-декабре 2004 года и пути преодоления этноэкстремизма в РФ”, подготовленного сотрудниками Московского бюро по правам человека (руководитель проекта — Александр Брод) при поддержке Европейского союза, уверены в другом. Если российские власти пустят проблемы межнациональных отношений на самотек, дело скоро может дойти до массовых погромов и ответных восстаний на национальных окраинах. Затем уже рукой подать до дестабилизации и распада государства!
После недавних нападений на двух раввинов, шедших с малолетними детьми, и мужчину и женщину — представителей Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще (во втором случае хулиганы были задержаны, они оказались местной шпаной) - напряжение только возросло. МБПЧ стало настаивать на экстренном заседании Совета безопасности РФ “в связи с обострившейся проблемой межнациональных отношений и этноэкстремизма”. Московское бюро по правам человека считает также, что акции протеста против монетизации льгот “легко могут быть использованы радикально настроенными силами с целью разжигания межнациональной розни”.
Пока борцы с антисемитизмом подтягивали тяжелую артиллерию, проблема депутатского письма внезапно разрешилась самым удивительным образом. Вчера, 25 января обращение, в котором просили проверить деятельность еврейских религиозных и национальных организаций в России, было отозвано авторами из Генпрокуратуры без каких-либо комментариев и без объяснения причин.
Что говорят социология и статистика
По данным декабрьского опроса “Левада-центра”, 58% россиян полагают, что за последние 5-6 лет число русских, которые разделяют крайние националистические взгляды, стало больше. Только 8% полагают, что количество носителей таких взглядов уменьшилось, а 20% — что оно не изменилось. 19% опрошенных считают причиной роста русского национализма террористические акты последних лет, 14% — плохие условия жизни в России, 12% — вызывающие действия со стороны национальных меньшинств, по 5% — неспособность власти справиться с вспышками национализма и ее нежелание бороться с национализмом. “Национальные предрассудки русского населения” ставят во главу угла только 2% респондентов.
16% опрошенных полностью поддерживают идею “России для русских”, считая, что ее “давно пора осуществить”, а еще 37% высказываются за то, чтобы “ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах” (с 2003 года эти цифры не изменились). Впрочем, 25% респондентов относятся к этой идее отрицательно, считая, что сие — “настоящий фашизм”, а 21% все это вообще не интересует — они не задумывались или затрудняются ответить.
Согласно опросу “Левада-центра”, 39% россиян считают, что национальные меньшинства в России живут лучше, чем русские (34% — что примерно так же, а 17% — что они живут хуже русских). 46% опрошенных не испытывают никаких особых чувств по отношению к к выходцам из южных республик, проживающим в их городе или районе. 8% отмечают уважение, симпатию, но 23% — раздражение, 24% — неприязнь, 4% — страх. При этом 58% респондентов отнеслись бы положительно к тому, чтобы администрация их города или района запретила бы въезд и проживание на его территории выходцам из южных регионов.
Однако (и это очень важные цифры!) только 19% россиян полагают, что нападения скинхедов на выходцев из южных регионов могут быть оправданы последними терактами. Несогласие с этим выражают 72%. В то же время административные ограничения на распространение ислама в России положительно приняли бы 44%, отрицательно — 38% опрошенных.
Некоторые статистические данные содержатся в обнародованном на днях аналитическом докладе “Радикальный национализм в России: проявления и противодействие” за 2004 год, подготовленном информационно-аналитическим центром “Сова” по материалам печатных СМИ. По словам автора доклада Галины Кожевниковой, из мониторинга прессы следует, что “рассуждения о том, что ушедший год стал годом всплеска насилия на национальной и религиозной розни, не голословны”. Первое, что бросается в глаза, отметила она — резкое увеличение количества жертв. Если в 2002 году пресса написала о не менее чем десятке убитых и тридцати избитых по мотивам национальной и религиозной розни, то в 2003 году было отмечено соответственно 15-20 и 50 таких случаев. Отметим, что в 2004 — уже 44 погибших и 160 избитых без учета постредавших в массовых драках с участием скинхэдов.
Помимо роста активности скинхэдов, указала Галина Кожевникова, в прошлом году усилилась деятельность и организованных националистических групп — РНЕ, Движения против нелегальной иммиграции и других. Продолжались и стихийные конфликты представителей землячеств и национальных групп с местным населением. Зачастую, считает автор доклада, вызванные неумением властей вовремя урегулировать возникающие конфликты. Националистическая риторика все больше распространялась в среде официальных, а не маргинальных политиков. В качестве положительного момента Г.Кожевникова назвала стихийные протесты иностранных студентов и простых людей против скинхэдских бесчинств. По словам директора информационно-правового центра “Таджикистан” Гавар Джураевой, заметно меняется стиль националистического хулиганства — оно становится более жестоким.
Кто возглавит протесты против монетизации?
Эксперты называют причины происходящего, одной из которых, безусловно, является нелегальная миграция. К сожалению, ситуация с миграционной политикой осталась прежней несмотря на благие намерения властей, озвученные еще два года назад и с тех пор благополучно забытые.
“Российская политика в области миграции неразумна и создает серьезные проблемы, — считает директор центра “Сова” Александр Верховский. — В этой ситуации все будет вести к росту национализма как со стороны национальных меньшинств, так и со стороны этнического большинства. Наверное, люди, собравшиеся на митинг против распространения наркотиков в Екатеринбурге, искренне верят в то, что 80% наркотиков распространяется таджикскими мигрантами. Да, это мифологичность — но она возникает в точках социального напряжения. И число этих точек растет, потому что болезнь не лечат — государство не делает ничего, что снижало бы напряженность в национально-религиозной проблематике. Идея посадить всех агитирующих за межнациональную ненависть не является решением вопроса”. “У нас нет миграционной политики, нет и исследований в этой сфере, — добавляет Гавар Джураева. — Россия слепо копирует европейский опыт, тогда как у нас, возможно, свой путь. Разрыв между желаемым и действительным и ведет к росту числа нелегальных мигрантов”.
“Что касается четырехкратного роста числа убитых и пострадавших в ходе межнациональных столкновений за три года, то дело тут, скорее, в усилении внимания к таким проявлениям со стороны СМИ, — полагает член Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. — Конечно, выросло и абсолютное количество подобных случаев — и оно будет расти и впредь, если проблему и дальше будут представлять как неадекватную реакцию населения, трактуя происходящее как рост фашистских настроений. Если проблему замалчивают — ее начинает решать улица. Всегда — наиболее деструктивным методом, и ничего иного от улицы ждать нельзя”.
“Ожесточение” столкновений, полагает эксперт, связано в том числе с неадекватностью трактовок: “Если банальную бытовую драку между представителями разных национальностей интерпретировать как проявление межнациональной розни, а после судить участников по ст.282, эта самая рознь разгорится еще больше. Проявления жестокости — показатель не только повышения градуса противостояния в обществе, но и элемент мести за пострадавших в результате слишком вольной трактовки событий в предыдущих случаях”.
Характерно, убежден политолог, что, по вышеприведенным социологическим данным, за мягкий вариант “России для русских” выступает принципиально больше людей, чем тех, кто оправдывает действия скинхэдов. “Это наиболее зримое доказательство того, что ни о каком росте фашистских настроений речь не идет, — говорит Владимир Горюнов. — Дело в осознании наличия населением проблемы национального самоопределения, которую упорно не хотят видеть власти и медиа-сообщество. Большое количество умеренных сторонников “России для русских” означает, что эти люди включают в понятие “русские” не только этнических русских, но и представителей других национальностей, прошедших некоторую адаптацию. Этот лозунг, скорее, должен звучать как “Россия для русскоязычных”. В число рускоязычных, помимо украинцев и белорусов, входят некоторые другие этносы, исторически проживающие на территории России”.
По мнению Владимира Горюнова, использование националистических лозунгов в акциях социального протеста вполне возможно. На волне подобных выступлений всегда выплывают радикальные лидеры. “Властям и СМИ нужно быть очень осторожными в формулировке проблемы межнациональных отношений, как бы она ни проявлялась, — полагает он. — Когда мнение о “росте фашистских настроений в России” излагают представители иных этнических групп, это вызывает не понимание, а полное отторжение со стороны большинства общества. Такова естественная реакция среднего представителя нашего населения, тем более — толпы, и если борцы с националистическими настроениями хотят чего-то добится, нужно учитывать эти реалии”.