Поплакав, барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула:
- Вот опять! — и неожиданно запела дрожащим сопрано: Славное море священный Байкал…
М.Булгаков "Мастер и Маргарита"
Булгаковские шутники снова вернулись в путинскую Россию. Это случилось еще в прошлое воскресенье. На очередном "честном и открытом аукционе" РФФИ вдруг грянул форменный скандал. Основной добывающий актив "ЮКОСа" за 260 753 447 303 рубля и 18 копеек купила никому не известная компания "Байкалфинансгруп". Дочка могущественного Газпрома "Газпромнефтегаз" без борьбы уступила 76,79 процента акций компании "Юганскнефтегаз" бизнес-насильнику, пожелавшему остаться неизвестным. До скандальных торгов имени этой волшебной фирмы-однодневки невозможно было найти даже в Интернете. Коровьевские штучки, да и только!
Покупатель "Юганскнефтегаза" — ООО "Байкалфинансгруп" — долго оставался для всех загадкой. Федеральная антимонопольная служба отказалась разглашать информацию об учредителях компании. Глава Российского фонда федерального имущества Юрий Петров сообщил, что происхождение компании для аукционистов является таким же сюрпризом: "Мы об этой компании ничего не знаем".
Михаил Булгаков, писатель: Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера.
Но любопытные СМИ выяснили, что у таинственной компании, зарегистрированной в Твери, нет даже офиса. Оказалось, что по знаменитому теперь адресу улица Новоторжская, 12-б, указанному как юрадрес "Байкала", находится популярная рюмочная "Лондон". Видимо, зиц-председателем "Байкала" был не кто иной, как директор Варьете Степа Лиходеев, брошенный на этот руководящий пост магической силой Воланда.
Сначала пошли слухи, что нашу нефть купили переодетые китайцы. Потом в прессе появились почти точные сведения, что, возможно, за "Байкалфинансгруп" стоит "Сургутнефтегаз". Тем более, что его менеджеры представляли "Байкалфинансгруп" на аукционе по продаже "Юганскнефтегаза".
Михаил Булгаков, писатель: Курьер тихо выругался и скрылся. Тут открылись парадные двери, и в них появился гражданин в летнем пальто, из-под которого торчали полы белого халата, а с ним милиционер. — Примите меры, доктор, умоляю, — истерически крикнула девица.
Президент России Владимир Путин во вторник на пресс-конференции в Шлезвиге напустил еще больше мистики. По его разведданным, акционерами "Байкалфинансгруп", купившей акции "Юганскнефтегаза", "являются физические лица, но это лица, которые многие годы занимаются бизнесом". Видимо, очень непростые эти скромные физлица, которых не только знает сам президент, но и неповоротливый Сбербанк без всяких вопросов дает воскресным вечером необеспеченный кредит почти на 2 миллиарда долларов!..
Среди бушующего моря слухов один АПН, как скала, стоял на своем: "Байкалфинансгруп" — это подставная структура. Президент ИНС Станислав Белковский сразу вычислил, что "стоят за ней несколько чиновников и бизнесменов во главе с помощником президента Игорем Сечиным". В скором времени, все сказанное АПН в точности подтвердилось.
Михаил Булгаков, писатель: Как только первый куплет пришел к концу, пение стихло внезапно, опять-таки как бы по жезлу дирижера.
Ошеломленная российская пресса замерла в изумлении, и только непослушные иностранцы продолжали лютовать. Голландская газета "Trouw" в редакционном комментарии нагло заявила, что "Путин сам становится олигархом". Очернители пишут так: "Олигархи, такие, как Ходорковский смогли вырасти, благодаря совершенно непрозрачному способу распродажи бывших советских государственных предприятий. Теперь Путин, похоже, хочет вернуть эти предприятия назад таким же непрозрачным способом".
Дотошные немцы смогли увидеть все насквозь: они определили даже род занятий "Байкалфинанса" — "представление интересов головного предприятия". Немецкие эксперты грамотно считают таким "головным предприятием" само российское государство. Но и для холодного немецкого ума осталось загадкой: от кого в таком случае прячется государство? И зачем?! По мнению бывшего министра экономики графа Отто Ламбсдорфа (Otto Graf Lambsdorff), российские власти, хотели так обезопасить "Газпром" от возможных экономико-правовых последствий силового поглощения "Юганскнефтегаза".
Михаил Булгаков, писатель: На лестницу выбежал секретарь филиала и, видимо, сгорая от стыда и смущения, заговорил, заикаясь: — Видите ли, доктор, у нас случай массового какого-то гипноза…
Обнаглевшие чужеземцы сочли, что "даже государственное телевидение высмеяло аукцион". Пошли в ихнем строю разговорчики о том, что последний пример силовой тактики Кремля в бизнесе грозит отпугнуть инвесторов. И это, причитают, несмотря на обещанное Путиным честное и прозрачное разрешение дела ЮКОСа!
Предполагалось, что в результате этой бизнес- спец-операции главное добывающее предприятие "ЮКОСа" попадет под контроль государственного газового монополиста ОАО "Газпром". На базе Газпрома российские власти намеревались таким манером создать одну из крупнейших нефтегазовых компаний мира. "Газпром" уже с сентября не раз объявлял о своем намерении трепетно слиться с "Роснефтью". В результате этого акта появилась бы новая супер-корпорация "либерал-силовиков", являющаяся образцом ведения бизнеса для всего российского топливно-энергетического комплекса. И не только.
Михаил Леонтьев, телеведущий: А что собственно произошло? Этот аукцион — просто хорошо и грамотно проведенная акция по спасению российских активов от поползновений — как бы слово-то приличное подобрать? — охреневшего от наглости американского суда, хороший асимметричный ответ. Это правильная, абсолютно банальная практика.
Вот и Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле заявил, что "Роснефть" имела право приобретать пакет акций "Юганскнефтегазa". При этом Путин нарочито запутался в названии победителя аукциона по покупке основного добывающего предприятия ЮКОСа. И по какой-то многолетней привычке вместо "Байкал Финанс Групп" назвал мистическую компанию — однодневку "Балтийской компанией".
"Все сделано абсолютно рыночным способом", — сказал "охреневшим от наглости" миноритарным акционерам наш опытный президент. И сразу сослался на проверенный опыт приватизации в начале 90-х годов. На то, "как используя различные уловки, в том числе нарушающие даже тогда действовавшее законодательство, многие участники рынка получали многомиллиардную государственную собственность". Пора по горячим следам писать роман — "Уловка-2004".
Станислав Белковский, политолог: Это обычная сделка в духе 90-х годов. Более крупный бизнесмен Сечин отнимает собственность у Михаила Ходорковского, который слабее. Это просто гримаса русского олигархического капитализма в его высшей точке развития. Те бизнесмены, у которых есть больше рычагов власти, стараются отнимать собственность у других, которые имеют меньший административный ресурс. Бизнес ведь не заинтересован в легитимации собственности, не заинтересован восстанавливать ущерб нанесенный стране в результате бесплатной приватизации, потому что это лишит его возможности отнимать собственность у слабых.
Получается, что "кремлевские" пошли проверенным путем "солнцевских", то есть применили обычный в наших местах "абсолютно рыночный способ". Как говорится, если у нас есть знакомый прокурор — мы будем действовать по закону. На пресс-конференции президент особо подчеркнул, что "сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы". И добавил, что считает такой подход "вполне нормальным".
Ровно в полночь российская государственная нефтяная компания "Роснефть" купила таинственное предприятие. ООО "Байкалфинансгруп" за сим бесследно исчезло, словно по волшебству. Мистика кончилась. Зато, как оказалось, теперь Кремль контролирует заметную часть российской нефтедобывающей отрасли. Сумма мистической сделки за нефтяную душу ЮКОСа не раскрывается. Как заявил представитель компании "Роснефть" Александр Степаненко, — "Владельцы "Байкалфинансгруп" предложили нам приобрести их компанию, и мы приняли это предложение". Видимо, это было предложение, от которого нельзя отказаться…
Михаил Булгаков, писатель: - Держите себя в руках! Перестаньте петь! — обратился доктор к секретарю.
Однако сеанс аукционной магии слегка омрачился тем, что в Соединенных Штатах еще не окончен один судебный процесс. В хьюстонском народном суде злопамятный "ЮКОС" добился временного запрета на приобретение "Газпромом" своих активов, в результате выросла международная напряженность вокруг дела "ЮКОСа". По словам представителя "ЮКОСа" Ричарда Минца (Richard Mintz), неважно, кто в конце концов окажется владельцем активов "ЮКОСа". В в любом случае "ЮКОС" будет преследовать их в судебном порядке: "Любая сторона, каких-либо образом участвующая [в этом деле — А.Н.], становится уязвимой с юридической точки зрения и подвергает себя судебному преследованию. Нам совершенно неважно, кто станет хозяином. Мы все равно всех найдем".
Марат Гельман, политтехнолог: Я, конечно, не специалист по экономике, но с точки зрения политической, Путин потерял моральное право критиковать ельцинскую Россию, потому что все сделано в лучших традициях того времени. Политическое значение заключается именно в этом.
Методы приобретения "Роснефтью" "Юганскнефтегаза" говорят о применении политтехнологий в сфере экономики, эффектно заявил вице-президент РСПП И.Юргенс. Он отметил, что способ оформления этого решения вызывает массу вопросов как внутри страны, так и за рубежом: "Сначала какие-то юрлица, которые имеют 10 млрд. долларов. На следующий день оказывается, что они передают актив государственной компании". По его словам, все это вызывает ощущение непрофессионализма, "опять этих политтехнологий, теперь уже в сфере экономики, которые подвели нас в целом ряде событий, в том числе такой значимом, как Украина".
Как пишет зарубежная пресса, последний акт спектакля вокруг "ЮКОСа" скорее напоминает фарс. "Несколько частных лиц, как сказал президент Путин, собрали семь миллиардов евро, чтобы приобрести крупнейший актив 'ЮКОСа' 'Юганскнефтегаз'. Откуда эти деньги? Чистые ли они? Эти вопросы главу Кремля, по видимости, не очень интересуют". И хотя государственные компания впрямую не участвовала в "стрёмном" тендере, а использовали подставных лиц, это еще не повод для веселья. Такой процесс продажи компании "Юганскнефтегаз" ставит под сомнение доверие к российской юридической системе. С подобным заявлением выступил представитель Государственного департамента США Ричард Баучер.
Михаил Булгаков, писатель: - Дурак! — успела выкрикнуть девица, но не объяснила, кого ругает, а вместо этого вывела насильственную руладу и сама запела про Шилку и Нерчинск.
Представители международной адвокатской фирмы Fullbright & Jaworsky LLP, представляющей интересы ЮКОСа, выступили со специальным заявлением. Они предупредили, что иски о взыскании ущерба будут предъявлены не только непосредственным покупателям "Юганскнефтегаза", но и "любой стороне, участвующей в данной сделке и финансирующей ее проведение". Пока же иски ЮКОСа вполне могут быть направлены к Сбербанку, который сделал возможным участие "Байкалфинансгруп" в аукционе. Свой ущерб от продажи "Юганска" в ЮКОСе оценивают в 20 млрд. долларов, так что объем претензий может быть более чем внушительным.
Стране следовало бы привлекать инвесторов прозрачностью и четкими правилами игры, вот так решительно ставят вопрос щепетильные немцы — "Можно было бы от души посмеяться над высказыванием Путина о мужественных "частных лицах", если бы при этом Россия сама не была бы посмешищем". Пресса подчеркивает, что вместо разъяснения бизнесу "правил игры" Кремль устраивает водевиль с переодеванием. Дешевый спектакль, от которого бросит в дрожь любого инвестора.
Комментаторы особо отмечают, что Путин ни одним словом не осудил сомнительную сделку по привлечению подставной фирмы "Байкалфинансгруп", используемой для того, чтобы замести следы - "Сделка века", как в России называют распродажу "ЮКОСа", по всем признакам напоминает захват под покровом темноты". Впрочем, в политике везде двойные стандарты — иной она и не бывает. "Любой политик — мошенник и действует в логике мошенников", — считал английский философ Юм.
Илья Ильф, политтехнолог; Евгений Петров, писатель: Обладатель пятидесяти тысяч украл сумочку, в которой были черепаховая пудреница, профсоюзная книжка и один рубль семьдесят копеек денег. Проходя мимо Остапа, Шура горестно шептал: — Что ж это такое? Ведь я машинально.
- Я тебе покажу машинально! — сказал любитель в пенсне и с портфелем, с удовольствием ударяя бортмеханика по шее.