Эдуард Лимонов, писатель и лидер НБП
Я написал сценарий украинской революции
АПН: В чем Вы видите отличие украинской оппозиции от нашей?
Э.Л. Украинская оппозиция оказалась шире и демократичней наших политических сил — всей нашей оппозиции. На Майдане образовался совершенно невероятный союз. Объединение между Ющенко, якобы демократом и якобы либералом, и националистами, скажем, из Львовской и Ивано-Франковской области.
Это совершенно неожиданный союз. Все равно что представить себе дружбу между уже несуществующим РНЕ и почти существующей СПС. Трудно представить такой альянс. А на Украине смогли этот синтез сделать.
В России мы пытались с февраля месяца, да и до сих пор пытаемся сплотить все оппозиционные силы. Я беседовал со всеми лидерами от Зюганова до Явлинского. Говорил с Хакамадой, с Тюлькими и с кем угодно…Возражений не было, слово «нет» не прозвучало. Но это объединение так медленно и тускло происходит.
АПН: Что мешает нашим оппозиционерам?
В особенности, в этом оппозиционном союзе важна КПРФ, поскольку у них есть несколько десятков миллионов избирателей. В лучшие годы они набирали 24% голосов! Конечно, без них ни один политический союз в России не состоится. Но КПРФ думает очень медленно. Они думают поколениями, а здесь надо действовать быстро. КПРФ, как большой динозавр, который пасется на лужайке один и не хочет с другими общаться.
Я послал им телеграммы. Я даже дошел до того, что стал посылать всем телеграммы следующего содержания: «Предлагаю безо всяких условий выступить на совместной пресс-конференции дабы ободрить наш оказавшийся без оппозиции народ». Можно было бы представить дело так, что мы все выступаем вместе. Я получил ответ только от Тюлькина. Все остальные промолчали.
АПН: Какова стратегия и тактика украинской оппозиции?
Э.Л. Я еще летом опубликовал статью под названием «Общая стратегия оппозиции». Это был практически один в один сценарий украинской революции. Как вы помните, его тогда не опубликовал «Русский журнал», и мы его разместили у себя на сайте НБП.
Это стратегия «параллельного центра» власти. Попытка создания двоевластия, которая кажется самой разумной в данной ситуации. Поскольку никакие прямые действия и противодействия не помеха такому мощному государству, которое обладает всеми возможными вооруженными силами. Это просто невозможно в данный момент. Вот поэтому двоевластие представляется разумным инструментом для захвата власти.
Необходимо создать вторую новую легитимность рядом с легитимностью государства. Такая легитимность может быть создана только путем привлечения таких сил как КПРФ. Безусловно, здесь должны быть и либералы-демократы. Молодые или нет, уже не столь важно. Голосуют не за молодых или старых — голосуют за КПРФ.
АПН: Социологи называют «оранажевую революцию» конфликтом «отцов и детей». На Майдане стоят студенты и беспечные молодые люди до 35 лет, а за Януковича голосуют люди постарше, думающие о завтрашнем дне. Как лидер НБП, как партии молодежного протеста, видит эту проблему?
Э.Л. Не бывает партий молодежных или взрослых. Есть партии политические, и точка. Это не реальное разделение, деление на «отцов и детей». Не существует возрастных партий. Партий учебных или детских. Или, скажем, отдельно партии молодежи КПРФ.
Есть политические партии нормальные. Молотов, например, вступил в ВКП(б) в шестнадцать лет, а Троцкий был в РСДРП уже в семнадцать. Всегда все начинали политическую жизнь очень рано. По моим стандартам, у нас в НБП нормальная ситуация с молодежью. А у всех других — ненормальная.