От редакции. Конференция «Альтернативы сегодня» стала одним из ярких событий Шестой Международной Ярмарки интеллектуальной литературы «non/ficton». На открытии конференции 3 декабря выступили Екатерина Деготь, художественный критик; Александр Иванов, директор издательство «Ad Marginem»; Алексей Левинсон, аналитик центра Юрия Левады; Эдуард Лимонов, писатели и политический деятель; Михаил Ремизов, директор информационных програм ИНС и Главный редактор АПН, Юрий Солозобов, редактор аналитического отдела АПН. Наиболее интересные выступления экспертов будут размещены на нашем сайте. Сегодня мы публикуем отклики участников конференции на события, происходящие на Украине.
Екатерина Деготь, художественный критик
Революция на ярмарке «non/ficton»
АПН: Возможна ли сегодня «оранжевая революция в России?
Е.Д. Видимо следует говорить о революции (не важно, какого цвета и в какую сторону), являющейся неким массовым движением или действием. Если понимаем под революцией выход на улицу массы людей, которые меняют политическую историю, то, конечно, это событие возможно. Это уже было, и, возможно, скоро будет. Ведь потенциал для такого революционного движения существует.
Другое дело, что сегодня в обществе очень сильна тенденция деполитизации. Эта деполитизация идет с разных сторон сверху и снизу, справа и слева. Более того, эта тенденция сознательно культивируется в обществе.
Олнако спонтанные выбросы протеста всегда возможны, как мы видели, на примере Манежной. Но эта энергия переводится в неполитическую область. Протест пытаются увести в развлекательную сферу и так далее. Вместо политического диалога, который мог бы придать спонтанным действиям осмысленные формы, постоянно практикуется уход от обсуждения политических проблем. Однако такое длительное вытеснение политического ни к чему хорошему не приведет
АПН: Каковы могут быть культурные формы проявляения «бархатной революции» в России?
Е.Д. Само словосочетание «культурные формы» здесь употреблено очень правильно. Потому что во всем мире политические процессы начинают сейчас принимать полухудожественные формы. Например, флэш-моб и прочие формы массовой активности, которые обычно используют художники. Я видела в Берлине массовые демонстрации, откровенно реализованные в форме перфоманса.
Социологи отмечают, что в таких массовых действиях уже нет разделения на зрителей и участников. Здесь присутствует огромное количество людей, которое стоит несколько в стороне, как бы сбоку этой демонстрации. Непонятно, то ли они участники демонстрации, то ли они для себя еще не определили степень своей вовлеченности. Важно, что четкая граница участия уже исчезла.
АПН: Технологи Ющенко предложили важный критерий революционного успеха «Мы хотели сделать оранжевую революцию более удобной для потребления». Как Вы, как художественный критик, могли прокомментировать это откровенное высказывание о революции потребителей?
Е.Д. Разумеется, «общество спектакля» пытается подчинить себе и Революцию. Отсюда и профессионально оборудованная сцена, большие плазменные экраны, горячее питание и прочие удобства на Майдане. Эта комфортность бунта является порождением новых форм политической технологии, напрямую использующих революционный процесс. Недаром появляются такие популярные термины, как «революционный менеджмент» и «революционный туризм». Все, что мы еще недавно протипоставляли понятию революции, на наших глазах «свинчивается» в единую технологическую цепочку.
Я не могу сказать, что этому тотальному явлению можно противопоставить что-то другое. Скажем, подлинную революцию или истинную революцию. Такой технологичный конвейер сегодня происходит повсюду и везде. И если внутри самой «оранжевой революции» и есть стремление пробиться к подлинной революции, то оно существует лишь знаково, как маленький вектор.