Архиерейский Собор Русской Православной Церкви стал заметным событием не только для православных, но и для всего российского общества. Безусловно, положительным итогом Собора можно считать тот факт, что церковь не уклоняется от рассмотрения ключевых проблем современной России и стремится найти новые пути для их решения. Высшее духовенство РПЦ помимо обсуждения сугубо внутренних вопросов сделало заявку на более активное участие в общественно-политической жизни РФ и других стран постсоветского пространства. Но отсеется неясным, в чем же будет выражаться общественная миссия РПЦ? Готова ли Церковь предложить России некий новый «православный проект», о котором так много говорят аналитики?
Православный проект для Росси должен, прежде всего, подразумевать единство воли клира и чад РПЦ. А ведь в православной среде нет единой точки зрения по ключевым вопросам даже внутрицерковной жизни. Наблюдатели отмечают, что хотя условно «либеральное» крыло клира продолжает сохранять за собой многие ключевые посты в церковной иерархии, оно все больше подвергается давлению «консервативных» масс снизу. Размежевание зачастую заходит достаточно далеко. Скажем, в Петербурге активная часть паствы до сих пор фактически разделена на сторонников нынешнего митрополита Владимира и покойного владыки Иоанна. В одних церквях служат «иоанновцы», в других «владимирцы». Продолжаются споры по вопросам об экуменизме, введении ИНН, канонизации новых святых и т.д.
Особенно острые дискуссии вызывают взаимоотношения Церкви и государства. Собор продемонстрировал стремление иерархов РПЦ к дальнейшему сближению с формирующейся властной вертикалью. В итоговых документах, опубликованных на официальном сайте Московской Патриархии, говорится о необходимости «установления широкого и активного церковно-государственного партнерства в различных сферах народной жизни», желании «оказывать посильную помощь государственной власти в ее ответственном служении», высоко оценивается «взаимополезное сотрудничество с Администрацией Президента, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, различными министерствами и ведомствами». Так с кем Церковь? С миллионами простых верующих или с Фрадковым и Сурковым? Сервилизм в отношении властей, так же, как и все большая коммерциализация церковных структур, чреваты самыми неблагоприятными последствиями. По сути сегодняшняя РПЦ повторяет ошибки еще дореволюционного периода, ведь погром 20-х-30-х годов возник не на пустом месте.
Все более жесткой критике политика иерархов Церкви подвергается со стороны довольно влиятельной «православно-патриотической общественности», рупором которой является газета «Русь Православная», издаваемая бывшим пресс-секретарем митрополита Иоанна Константином Душеновым. Появление представителей «православно-патриотической общественности» возле храма Христа Спасителя во время проведения Собора вызвало довольно жесткую реакцию Патриарха: «Я хотел бы также отметить, что епархиальных архипастырей не должно, как мне кажется, смущать то, что какая-то группа воинственно настроенных людей около дверей Зала Церковных Соборов пытается посеять сомнения в души и сердца членов Архиерейского Собора, сказал Святейший. Это не люди верующие, а лица, которые хотят внести разделения в жизнь Церкви. Мы знаем немало таких людей, которые имеют средства и издают газеты (такие, как, например «Русь Православная»), дискредитирующие Церковь и ее иерархов. Они пытаются внести раздор и сомнение в души верующих. Вся их деятельность сводится к попыткам разделить Церковь».
Налицо стремление Патриарха выстроить в церковной среде нечто вроде «православной вертикали» по образцу кремлевской. Однако представляется, что попытки ликвидировать разногласия внутри РПЦ на данный момент только ослабят то самое церковное единство. Слишком многие не согласны с нынешней «генеральной линией» в общественно-политических вопросах.
В условиях прогрессирующего сервилизма, фактической зависимости Церкви от Кремля, выработка «православного проекта» для России невозможна. Похоже, что это может произойти только после смены поколений в руководстве РПЦ. Кстати, среди «молодых» иерархов «православно-патриотическое» лобби имеет куда более сильные позиции.